Мы делаем много действий, которые не замечаем. Или замечаем, но уже после того как их сделали.
Такие действия запускаются автоматически при возникновении какой-то ситуации или при решении какой-то задачи.
Это наше отработанное и наилучшее, с нашей точки зрения, поведение в таких ситуациях.
И сознательно нам уже это не важно. Шаблонная ситуация - шаблонная реакция.
Мы делаем выбор "что делать? ".
И делаем выбор не обращать на это своё внимание.
Это позволяет не расходовать наши внутренние ресурсы на то, что не важно и уже отработано нами.
В этих ситуациях уже не нужно что-то понимать и разбираться. Всё уже понятно и есть понимание “что делать? " в таких ситуациях.
А какие действия могут быть автоматическими?
- Движения тела.
- Эмоциональная реакция.
- Мысли в виде созданных внутри себя проговорённых фраз или визуальных образов.
- Сказанная другому человеку фраза.
- Фокусировка внимания, если в этом появляется необходимость.
Наша реакция на возникшую ситуацию - это целый набор наших различных действий, собранных в определённой последовательности.
У нас может быть один вариант реагирования на определённую ситуацию.
А может быть 10 или более таких наборов действий для этой ситуации.
Но в обоих случаях реакция будет автоматической. Сознательно мы не выбираем какой из возможных вариантов будет лучше.
Самым наглядный пример автоматических действий - это навык вождения автомобиля.
Обучение вождению на автомобиле является очень трудоёмким процессом.
Нужна полная концентрация внимания, очень много нестандартных и не привычных ситуаций, постоянное принятие решений "что делать? ".
Сознательно нужно много всего понять, выстроить свои наборы действий для разных ситуаций и отработать эти наборы на практике.
Но чем больше опыт вождения, тем меньше нестандартных и непонятных ситуаций. И всё меньше нужно сознательно в этом присутствовать.
Навык отрабатывается до автоматизма. И человек уже может параллельно думать о чём-то другом или разговаривать с другим человеком.
Но при необходимости и возникновении нестандартной ситуации переключиться на процесс управления автомобилем.
А когда нет необходимости, то можно решать более важные для себя задачи.
При этом качество управления автомобилем почти не теряется, оно отработанно до автоматизма. Если сильно не отвлекаться.