Найти тему
Разноцветные грани

Живописные овощные натюрморты

Осень — пора урожая. Садоводы и огородники собирают выращенные фрукты и овощи, делают заготовки на зиму. А художники обращают внимание не только и не столько на качество, пользу и вкус всего этого великолепия, но и на формы, окраску и колорит, и, используя плоды в качестве моделей, пишут натюрморты. Сохраняют облик плодов урожая на долгие годы и учат зрителей видеть красоту в привычном, обыденном.

На протяжении столетий натюрморты с овощами практически ежегодно пишут разные художники, как известные, так и начинающие. Давайте посмотрим некоторые из "овощных" работ.

Начнём с хранящегося в государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина "Натюрмотра с капустой", который в середине XVIII века написал немецкий живописец Якоб Самуэль Бек (Jakob Samuel Beck, 1715-1778). Как видим, на картине присутствует не только капуста. Прошли века, а овощи выглядят свежими, словно недавно с грядки.

Якоб Самуэль Бек. Натюрморт с капустой. Серединв XVIII века. Холст, масло. 58x84,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Якоб Самуэль Бек. Натюрморт с капустой. Серединв XVIII века. Холст, масло. 58x84,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Я.С. Бек жил в Эрфурте и писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, портреты, жанровые и анималистические сцены, но известность ему принесли натюрморты. Художник писал натюрморты разных типов, но есть среди них особенные, непосредственно связанные с его родным Эрфуртом — натюрморты с плодами и овощами. Старинный университетский город Эрфурт обязан своим благосостоянием огородничеству и садоводству. Изображенные на картине овощи: клубни картофеля, морковь и несколько сортов капусты — кочанной, цветной, савойской, и кольраби, похожей на репу, — выбраны с учетом местной специфики.

Картина нидерландского художника Питера Артсена (Pieter Aertsen, 1508 - 1575) — жанровая сцена. Но центральное место занимает здесь именно натюрморт, размещённый на первом плане. Зритель в первую очередь обращает внимание на это фруктово-овощное изобилие и уже потом замечает персонажей, которые выбирают овощи.

Питер Артсен. Сцена на рынке. 1569 г. 83.5 x 169.5 см.  Музей семейства Халльвюль (Hallwylska museet), Стокгольм, Швеция
Питер Артсен. Сцена на рынке. 1569 г. 83.5 x 169.5 см. Музей семейства Халльвюль (Hallwylska museet), Стокгольм, Швеция

Хуан Санчес Котан (uan Sánchez Cotán, 1560 - 1627) является одним из основоположников реалистического стиля в Испании, признанным мастером натюрморта. Но посмотрите, как необычо для нас выглядят натюрморты — часть овощей и фруктов подвешена, часть аккуратно разложена. И всё это на тёмном фоне. При этом каждый фрукт и овощ хорошо просматривается. И это неслучайно: натюрморт непрост, в нём заложены некие символические смыслы. Но я в тайных смыслах не сильна, поэтому ничего конкретного сказать сейчас не могу. Когда-то читала, и это было очень интересно, но, увы, благополучно всё позабыла. Поэтому давайте просто полюбуемся этими натюрмортами.

Хуан Санчес Котан. Натюрморт с тыквой. Около 1600 - 1602 гг. Холст, масло. 65.5 x 81 см. Галерея изящных искусств в Сан Диего, США
Хуан Санчес Котан. Натюрморт с тыквой. Около 1600 - 1602 гг. Холст, масло. 65.5 x 81 см. Галерея изящных искусств в Сан Диего, США
Хуан Санчес Котан. Натюрморт с фруктами и овощами. Около 1600 г. Собрание Абелло, Мадрид, Испания
Хуан Санчес Котан. Натюрморт с фруктами и овощами. Около 1600 г. Собрание Абелло, Мадрид, Испания

Такие аскетичные натюрморты, характерные для испанской живописи эпохи Нового времени, называют бодегонами.

А следующий натюрморт, хранящийся в Третьяковке, представляет отечественные, российские овощи, написанные в революционном 1917 году Евгением Лансере.

Е.Е. Лансере. Капуста. 1917 г. Холст, масло. 61 x 98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Е.Е. Лансере. Капуста. 1917 г. Холст, масло. 61 x 98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Евгений Лансере известен как мастер книжной графики и художник-монументалист. Но, как видим, писал он и замечательные натюрморты. Вообще, похоже, что здесь, на представленной работе, изображены ещё растущие кочаны капусты, возле которых расположены картофелины и луковицы. И чувствуется, что художник писал с натуры и стремился передать богатство цвета, разнообразие форм и ритмов. В итоге, на мой взгляд, получилась очень интересная и оригинальная работа.

А представленные ниже две работы сестры Евгения Лансере, художницы Зинаиды Серебряковой, написаны в 1936 году. Зинаида Евгеньевна тогда жила в Париже, будучи оторванной от Родины и двух детей и матери...Значит, на картинах мы видим французские овощи.

З.Е. Серебрякова. Натюрморт с овощами. 1936 г. Холст, масло. 50 x 61 см. Частная коллекция
З.Е. Серебрякова. Натюрморт с овощами. 1936 г. Холст, масло. 50 x 61 см. Частная коллекция
З.Е. Серебрякова. Натюрморт с цветной капустой и овощами. 1936 г. Холст, масло. 54 x 65 см. Частная коллекция
З.Е. Серебрякова. Натюрморт с цветной капустой и овощами. 1936 г. Холст, масло. 54 x 65 см. Частная коллекция

Замечательные "овощные" натюрморты писали и художники-импрессионисты и постимпрессионисты.

Пьер Огюст Ренуар. Луковицы. 1881 г. Холст, масло.  39.1×60.6 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк.  Уильямстаун, Массачусетс, США
Пьер Огюст Ренуар. Луковицы. 1881 г. Холст, масло. 39.1×60.6 см. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк. Уильямстаун, Массачусетс, США
Альфред Сислей. Натюрморт с луком. Холст, масло. 24.9×38 см. Частная коллекция
Альфред Сислей. Натюрморт с луком. Холст, масло. 24.9×38 см. Частная коллекция
Винсент Ваг Гог. Натюрморт с овощами и фруктами. 1884 г.  Музей Ван Гога, Амстердам
Винсент Ваг Гог. Натюрморт с овощами и фруктами. 1884 г. Музей Ван Гога, Амстердам
Эдуар Мане. Пучок спаржи. 1880 г. Холст, масло. 46×55 см. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия
Эдуар Мане. Пучок спаржи. 1880 г. Холст, масло. 46×55 см. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия

"Пучок спаржи" был создан Эдуаром Мане по заказу мецената и искусствоведа Шарля Эфрусси. Они договорились о цене в 800 франков. Но когда заказчик получил готовую работу, она ему так понравилась, что он выслал Мане чек на 1000 франков. Получив чек, Мане, не долго думая, создал маленький натюрморт с одним стеблем спаржи. И отправил его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: “Высылаю недостающий стебель для вашего пучка”.
"Недостающий стебель" сейчас хранится в музее Д'Орсе в Париже.

Эдуар Мане. Спаржа. 1880 г. Холст, масло. 16.5 х 21.5 см. Музей Д'Орсе, Париж
Эдуар Мане. Спаржа. 1880 г. Холст, масло. 16.5 х 21.5 см. Музей Д'Орсе, Париж

Поль Сезанн известен, прежде всего, своими яблоками. Но есть у него и натюрморт с луком.

Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой и луком. 1898 г. Холст, масло. 66×82 см. Музей Д'Орсе, Париж
Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой и луком. 1898 г. Холст, масло. 66×82 см. Музей Д'Орсе, Париж

Далее — работа словацкого художника.

Ладислав Тресконь (1900-1923). Натюрморт с овощами. 1922 г.
Ладислав Тресконь (1900-1923). Натюрморт с овощами. 1922 г.

Артур Сегал (Arthur Segal. 1875 - 1944). родившийся в Румынии и умерший в Лондоне по праву считается как румынским, так и немецким, и британским художником. На раннем этапе творчества он испытал сильное влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, затем обратился к экспрессионизму и дадаизму, а после 1916 года нашёл свой собственный стиль. Есть в его наследии и овощные натюрморты.

Артур Сегал. Натюрморт. 1930 г. Холст, масло. 62 x 81 см. Художественная галерея Гилдхолла (Guildhall Art Gallery). Лондон, Великобритания
Артур Сегал. Натюрморт. 1930 г. Холст, масло. 62 x 81 см. Художественная галерея Гилдхолла (Guildhall Art Gallery). Лондон, Великобритания

Рассмотрим несколько работ российских и советских художников.

П.П. Кончаловский. Поднос и овощи. 1910 г. Холст, масло. 73×92 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
П.П. Кончаловский. Поднос и овощи. 1910 г. Холст, масло. 73×92 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Две работы Ильи Машкова разделяет около 30 лет: первый натюрморт выполнен в 1914 году, а про второй известно, что он написан в 1930-х годах.

И.И. Машков. Натюрморт с овощами. 1914 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.И. Машков. Натюрморт с овощами. 1914 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И.И. Машков. Натюрморт с овощами и красным кувшином. 1930-е гг. Холст, масло.
И.И. Машков. Натюрморт с овощами и красным кувшином. 1930-е гг. Холст, масло.

Работа Роберта Фалька выполнена в серебристо-серо-жемчужной гамме. Чеснок здесь выглядит как драгоценный жемчуг.

Роберт Фальк. Чеснок. 1935 г.Холст, масло. 50 x 61 см. Собрание А.В. Тимофеева, Москва
Роберт Фальк. Чеснок. 1935 г.Холст, масло. 50 x 61 см. Собрание А.В. Тимофеева, Москва

Мария Джагупова (1897 - 1967) — художница, чьё творчество относят к соцреализму. Вместе с тем она была ученицей и последовательницей идей Казимира Малевича, "отца супрематизма". Её "Натюрморт с овощами" привлекает взгляд яркостью и красочностью.

Мария Джагупова. Натюрморт с овощами. 1930-е гг. 42 x 33 см
Мария Джагупова. Натюрморт с овощами. 1930-е гг. 42 x 33 см

Стиль представленной ниже работы Аристарха Лентулова искусствоведы определяют как сочетание кубизма и футуризма. Картина интересна сочетанием натюрморта и своеобразного горного пейзажа.

Аристарх Лентулов. Овощи. 1933 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аристарх Лентулов. Овощи. 1933 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И ещё один натюрморт Лентулова

Аристарх Лентулов. Овощи. 1939 г. Холст, масло. 97 x 135 см. Новокузнецкий художественный музей
Аристарх Лентулов. Овощи. 1939 г. Холст, масло. 97 x 135 см. Новокузнецкий художественный музей

И несколько работ без комментариев.

Б.М. Кустодиев. Торговка овощами. 1920 г. Бумага, акварель. 34 x 28.5 см. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург
Б.М. Кустодиев. Торговка овощами. 1920 г. Бумага, акварель. 34 x 28.5 см. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург
П.А. Нилус. Натюрморт с овощами. 1931 г. Холст, масло. 52.5×62 см. Частное собрание
П.А. Нилус. Натюрморт с овощами. 1931 г. Холст, масло. 52.5×62 см. Частное собрание
В.В. Рождественский. Натюрморт с овощами. 1945 г. Холст, масло. 64 х 82 см. Тульский областной художественный музей
В.В. Рождественский. Натюрморт с овощами. 1945 г. Холст, масло. 64 х 82 см. Тульский областной художественный музей
Ф.В. Шапаев. Овощи. 1967 г.
Ф.В. Шапаев. Овощи. 1967 г.
М.Ю. Филатов. Капуста. 1998 г. Холст, масло. 50 x 50 см
М.Ю. Филатов. Капуста. 1998 г. Холст, масло. 50 x 50 см
Елена Базанова. Натюрморт с капустой. Акварель
Елена Базанова. Натюрморт с капустой. Акварель
Сергей Андрияка
Сергей Андрияка

Думаю, вы согласитесь, что тема овощных натюрмортов в живописи неисчерпаема. Поэтому не обижайтесь, если не нашли в подборке какой-то известной вам работы. Приведу напоследок репродукцию картины Владимира Дмитриевича Фефелова (родился в 1939 г.). Не знаю, как она называется, но это не "чистый" натюрморт, поскольку вместе с овощами изображены сороки. Присутствие этих белобоких птиц меня радует и поднимает настроение. Надеюсь, и вы улыбнётесь, глядя на них.

Художник В.Д. Фефелов
Художник В.Д. Фефелов

В заключение рекомендую свои любимые каналы, посвященные изобразительному искусству.

Живопись. Фотография.

Заметки Художника