Осень — пора урожая. Садоводы и огородники собирают выращенные фрукты и овощи, делают заготовки на зиму. А художники обращают внимание не только и не столько на качество, пользу и вкус всего этого великолепия, но и на формы, окраску и колорит, и, используя плоды в качестве моделей, пишут натюрморты. Сохраняют облик плодов урожая на долгие годы и учат зрителей видеть красоту в привычном, обыденном.
На протяжении столетий натюрморты с овощами практически ежегодно пишут разные художники, как известные, так и начинающие. Давайте посмотрим некоторые из "овощных" работ.
Начнём с хранящегося в государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина "Натюрмотра с капустой", который в середине XVIII века написал немецкий живописец Якоб Самуэль Бек (Jakob Samuel Beck, 1715-1778). Как видим, на картине присутствует не только капуста. Прошли века, а овощи выглядят свежими, словно недавно с грядки.
Я.С. Бек жил в Эрфурте и писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, портреты, жанровые и анималистические сцены, но известность ему принесли натюрморты. Художник писал натюрморты разных типов, но есть среди них особенные, непосредственно связанные с его родным Эрфуртом — натюрморты с плодами и овощами. Старинный университетский город Эрфурт обязан своим благосостоянием огородничеству и садоводству. Изображенные на картине овощи: клубни картофеля, морковь и несколько сортов капусты — кочанной, цветной, савойской, и кольраби, похожей на репу, — выбраны с учетом местной специфики.
Картина нидерландского художника Питера Артсена (Pieter Aertsen, 1508 - 1575) — жанровая сцена. Но центральное место занимает здесь именно натюрморт, размещённый на первом плане. Зритель в первую очередь обращает внимание на это фруктово-овощное изобилие и уже потом замечает персонажей, которые выбирают овощи.
Хуан Санчес Котан (uan Sánchez Cotán, 1560 - 1627) является одним из основоположников реалистического стиля в Испании, признанным мастером натюрморта. Но посмотрите, как необычо для нас выглядят натюрморты — часть овощей и фруктов подвешена, часть аккуратно разложена. И всё это на тёмном фоне. При этом каждый фрукт и овощ хорошо просматривается. И это неслучайно: натюрморт непрост, в нём заложены некие символические смыслы. Но я в тайных смыслах не сильна, поэтому ничего конкретного сказать сейчас не могу. Когда-то читала, и это было очень интересно, но, увы, благополучно всё позабыла. Поэтому давайте просто полюбуемся этими натюрмортами.
Такие аскетичные натюрморты, характерные для испанской живописи эпохи Нового времени, называют бодегонами.
А следующий натюрморт, хранящийся в Третьяковке, представляет отечественные, российские овощи, написанные в революционном 1917 году Евгением Лансере.
Евгений Лансере известен как мастер книжной графики и художник-монументалист. Но, как видим, писал он и замечательные натюрморты. Вообще, похоже, что здесь, на представленной работе, изображены ещё растущие кочаны капусты, возле которых расположены картофелины и луковицы. И чувствуется, что художник писал с натуры и стремился передать богатство цвета, разнообразие форм и ритмов. В итоге, на мой взгляд, получилась очень интересная и оригинальная работа.
А представленные ниже две работы сестры Евгения Лансере, художницы Зинаиды Серебряковой, написаны в 1936 году. Зинаида Евгеньевна тогда жила в Париже, будучи оторванной от Родины и двух детей и матери...Значит, на картинах мы видим французские овощи.
Замечательные "овощные" натюрморты писали и художники-импрессионисты и постимпрессионисты.
"Пучок спаржи" был создан Эдуаром Мане по заказу мецената и искусствоведа Шарля Эфрусси. Они договорились о цене в 800 франков. Но когда заказчик получил готовую работу, она ему так понравилась, что он выслал Мане чек на 1000 франков. Получив чек, Мане, не долго думая, создал маленький натюрморт с одним стеблем спаржи. И отправил его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: “Высылаю недостающий стебель для вашего пучка”.
"Недостающий стебель" сейчас хранится в музее Д'Орсе в Париже.
Поль Сезанн известен, прежде всего, своими яблоками. Но есть у него и натюрморт с луком.
Далее — работа словацкого художника.
Артур Сегал (Arthur Segal. 1875 - 1944). родившийся в Румынии и умерший в Лондоне по праву считается как румынским, так и немецким, и британским художником. На раннем этапе творчества он испытал сильное влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, затем обратился к экспрессионизму и дадаизму, а после 1916 года нашёл свой собственный стиль. Есть в его наследии и овощные натюрморты.
Рассмотрим несколько работ российских и советских художников.
Две работы Ильи Машкова разделяет около 30 лет: первый натюрморт выполнен в 1914 году, а про второй известно, что он написан в 1930-х годах.
Работа Роберта Фалька выполнена в серебристо-серо-жемчужной гамме. Чеснок здесь выглядит как драгоценный жемчуг.
Мария Джагупова (1897 - 1967) — художница, чьё творчество относят к соцреализму. Вместе с тем она была ученицей и последовательницей идей Казимира Малевича, "отца супрематизма". Её "Натюрморт с овощами" привлекает взгляд яркостью и красочностью.
Стиль представленной ниже работы Аристарха Лентулова искусствоведы определяют как сочетание кубизма и футуризма. Картина интересна сочетанием натюрморта и своеобразного горного пейзажа.
И ещё один натюрморт Лентулова
И несколько работ без комментариев.
Думаю, вы согласитесь, что тема овощных натюрмортов в живописи неисчерпаема. Поэтому не обижайтесь, если не нашли в подборке какой-то известной вам работы. Приведу напоследок репродукцию картины Владимира Дмитриевича Фефелова (родился в 1939 г.). Не знаю, как она называется, но это не "чистый" натюрморт, поскольку вместе с овощами изображены сороки. Присутствие этих белобоких птиц меня радует и поднимает настроение. Надеюсь, и вы улыбнётесь, глядя на них.
В заключение рекомендую свои любимые каналы, посвященные изобразительному искусству.