Я хотел бы кратко порассуждать, а Бог будет уже Сам дополнять, будет дорисовывать в сердце, но я хотел бы дать некое направление для рассуждения. Хочу вспомнить мужей и жен веры из послания к Евреям. О некоторых сказано, что они производили великие дела, хотя были и «побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:37-38). Но о некоторых сказано, что они «заграждали уста львов, угашали силу огня» (Евр. 11:33-34). На этих трех словах, я хочу остановиться. Если вы посмотрите ссылки в Библии, то вы обязательно придете в книгу пророка Даниила и увидите трех юношей: Седраха, Мисаха и Авденаго. Когда мы говорим о том, что угашали силу огня, мы всегда вспоминаем этих трех героев. Потом вспоминаем еще одного брата из Донбасса, потому что, когда загорелись цистерны с горючим, он прошел по полю, пылающему огнем, и остался жив. Люди не верили, неверующие не верили, подходили, смотрели на него, а от него и запаха не было. Это было чудо, говорят, что многие обратились к Богу. Писание нам говорит: «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Не. 43:2). Кто бы из нас не хотел этого?
Об одном огне я хотел бы сказать – это страшный огонь, который истребляет до преисподней, который уничтожает все доброе. Как хотелось бы, чтобы о каждом из нас было сказано: «Они угашали силу огня!» Несколько мест я нашел, которые говорят об огне, в котором некоторые, а может быть, многие сгорели. Кто-то, возможно, сегодня горит, и это слово пусть коснется и даст тебе силы, брат и сестра. Это слово не к детям, это слово к зрелым, взрослым людям. И дай Господь силу сегодня потушить, угасить этот огонь. Это огонь, который из ада высовывает свой язык для того, чтобы нас сжечь. Это преддверие ада.
…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. Иов.41:11-13
Я читаю книгу Иова: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице. Какая же участь мне от Бога свыше? И какое наследие от Вседержителя с небес? Не для нечестивого ли гибель, и не для делающего ли зло напасть? Не видел ли Он путей моих, и не считал ли всех моих шагов? Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, – пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. Если стопы мои уклонялись от пути, и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут. Если сердце мое прельщалось женщиною, и я строил ковы у дверей моего ближнего, – пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею; потому что это – преступление, это беззаконие, подлежащее суду; это – огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое» (Иов. 31:1-12).
Мы, друзья, порассуждаем об этом огне, который обдает пламенем каждого живущего. Это начинается в определенном возрасте, но это продолжается до последнего дня. Самых престарелых старцев этот огонь обдает своим пламенем, но очень много зависит от того, как мы реагируем на этот огонь. Есть ли у нас способность погасить этот огонь? А огонь не гасится огнем – он гасится водою благодати Божией.
Никто из нас не может сказать, что мы в своей жизни не испытали этих прикосновений, которые опаляли наш дух, наше сердце, нашу совесть. Мы боролись, боремся и будем бороться, но не просто бороться, как пожарники борются с огнем: приезжают, разматывают свой брандспойт и включают… а там воздух. А воды-то нет, сгорела целая деревня. Хотелось бы, что если появляется огонь похоти в духе нашем, то иметь слово от Господа и Дух Святой от Господа, чтобы мы могли бы быть пожарниками и потушить чуждый огонь.
Как вы думаете, Иосиф в доме Потифара имел воду для того, чтобы погасить этот огонь? Имел, и достаточно, скажем: «Слава Богу!» Достаточно имел. У него не было сухо, как у нас бывает, у него вполне хватало, и когда жена Потифара схватила его и сказала: «Ложись со мною», то он оставил одежду и выбежал. «Они угашали силу огня».
Эти юноши и девицы, святые, они угашали силу огня. Я читаю еще из книги Притчей: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба; а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Пр. 6:23-28). Писание нам будет подтверждать, что есть огонь, который проникает во внутренность, который увлекает, который как бы ласкает своими языками пламени и желает погубить душу, но они угашали силу огня. Благодарение Господу Иисусу Христу!
Слово Божие говорит: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:8-9). Павел здесь имеет в виду как раз разведение огня. Как мы представляем, что огонь разжигается не из больших бревен, но из маленьких щепочек, соломинок, маленьких веточек. И противник наших душ диавол, он никогда не бросает бревна, потому что там нет огня, у него бревна приготовлены. Об огне в Писании сказано, что он никогда не скажет: довольно, у него одно лишь желание: давай, еще брось в огонь, и он разгорится еще больше. Мы, как неразумные, не понимаем, и подкармливаем свою похоть мыслями, может быть, какими-то картинами, какими-то рассказами, мы подкармливаем, забывая то, что это огонь, и он иногда разгорается до такой степени, что пожарные приезжают и говорят: «Мы ничего уже сделать не можем». Недавно мы посетили сестру Вику в Выборге и ее маму, она нам рассказала, что у нее домик был на участке. Она затопила печку, вышла на огород, стала заниматься своими делами, оглянулась, а крыша уже горит. Забила она тревогу, приехали пожарные, но ничего не могли уже сделать. Это такая случайность, неосторожность. Писание призывает нас к осторожности. Будь осторожен с огнем!
Посмотрите на те плакаты в пожарных отделениях, они будут говорить, как правильно обращаться с огнем, что нельзя детям играть со спичками, не надо давать детям зажигалок. Надо быть внимательными, а то может сгореть ваш духовный дом, сгореть дотла – это огонь. Здесь сказано о безбрачных и вдовах, что хорошо им оставаться как Павел, но если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак. Лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Когда в сердце беспокойство, когда глаза не могут смотреть спокойно, когда мысли беспокоят, когда спать не можешь спокойно, тогда молись Богу; Слово Божие рекомендует нам в таком случае вступить в брак, и здесь молитва о браке – это похвально. Но, к сожалению, сластолюбивая заживо умерла, – так говорит Писание, некоторые совратились вслед сатаны. О некоторых сказано, что они возлюбили этот огонь. Они сидят у этого огня, может быть, это какая-то передача по телевидению, какая- нибудь реклама или еще что-нибудь. Они сидят у этого огня, они греются и разжигаются до такой степени, что внутренность сгорает. Встречаешься с Христианином, а там уже все истлело. «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это – сыны проклятия» (2 Петр. 2:14). «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это – безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд. 1:11-13). Так характеризует Апостол Иуда состояние людей, которые дали место огню. Но о мужах и о женах веры сказано: «Они угашали силу огня». Слава Богу! Приятно, когда целомудренный юноша, девица, брат, сестра, старец, старица. О, кто-то скажет: «Что, и старец, и старица? Они могут сидеть у огня, и они могут что-то переживать?» А вы что, думаете, что с возрастом похоть пропадает, и этот огонь угасает? Нет. Оказывается, нет.
Когда человеку и восемьдесят лет, то он все равно ведет борьбу, и как пожарник все время тушит и тушит огонь в сердце своем, в духе своем. Если даже внешне не проявляется, то будем наблюдать за духом нашим, за внутренностью. И да благословит нас Бог молиться, просить у Господа благодати и с Божией помощью, вместе с мужами и женами веры, угашать силу огня. Слава Господу Иисусу Христу!
С любовью, брат Яша (г. С-Петербург)