Внимательный читатель заметил, что в статье Почему фильм 1947 года гениален в отличие от сказок Перо и братьев Гримм я уже намекнул, что все совсем не так однозначно в понимании роли Мачехи. А что с Феей? Так ли она хороша, как принято думать?
У меня есть сомнения по этому поводу!
Что не так с Феей-крестной?
Начнем, как вы любите, издалека!
Для анализа воспользуемся фильмом 1947 года «Золушка» снятый на киностудии «Ленфильм» режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца.
Как вы знаете, Золушка и ее отец, по совместительству королевский лесничий…
Нет, не так – Королевский Лесничий! Именно с большой буквы, ибо сам Король считает не зазорным первым поздороваться с лесничим ,которого он застал за вырубкой дерева в его королевском лесу.
Проще говоря, лесничий имеет весьма высокий статус!
Так вот, Король пригласил Лесничего вместе с его дочерью на бал лично. На что лесничий сказал, что его дочка «совсем еще крошка».
Как вы думаете, отцу ребенка виднее, кому уже пора на бал, а кому еще нет?
Тем более, что бал это весьма регламентированное занятие.
Например, вы знаете, что в царской России на первый бал девушке надо было являться в туфлях без каблука? А платье должно было быть скромным!
Кстати, по одним данным девушки посещали балы с 16 лет, по другим с 18. И ни в коем случае они не делали это в одиночку. Обязательно под постоянным присмотром!
Как минимум, в качестве присмотра могла быть очень близкая и более опытная подруга.
Существовали и балы для детей, где подростки танцевали под присмотром своих нянек.
- Зачем нам все это знать, дорогой автор? – скажете вы
- Как зачем? Чтобы вы понимали, что подготовка к балу это не только карета с платьем!
- Ну это же сказочное королевство! – возразите вы
- Да, согласен! Тогда вопрос – зачем было усложнять одно, и упрощать другое?
Зачем усложнять отношения в семье лесника, и упрощать все в укладе королевской семьи и в устройстве бала, а?
Разве бал, на который можно попасть, нарушив все мыслимые и немыслимые правила, да еще и без приглашения, чего-нибудь да стоит?
И вот на этот бал эта неуравновешенная женщина отправляет почти ребенка!
Неуравновешенная женщина, это, конечно, Фея-крестная, кто же еще
Почему неуравновешенная?
В фильме она то старушка «от горя», то молодеет «от радости», то появляется из золы, то спускается на облаке.
То помогает своей крестнице, то называет её глупой и дурочкой.
- Какая ты еще, в сущности, девочка! – говорит фея, когда Золушка порывается уехать на бал в драном платье.
Что происходит дальше?
А дальше звучат напутственные слова феи о том, что «в полночь платье превратится в тыкву…»
Вот и вся помощь от феи!
Итак, подведем небольшой итог деятельности Феи-крестной:
- - направила на бал ребенка
- - окружила Золушку мнимой заботой, с ограниченным сроком действия
- - не обеспечила сопровождающих
Про другие явные нарушения этикета, среди которых пышное платье и туфли на каблуке, уж и говорить не хочется. Хотя туфли в фильме паж подогнал, ну это мелочи.
Для чего эта спешка и нелепые магические ухищрения?
- Чтобы обскакать дочерей мачехи и выдать замуж Золушку за принца! – скажете вы
- Вау, правда?!
То есть вся такая из себя рукодельница, танцовщица и "просто красавица" Золушка, еще не успев вырасти, должна была разделить с принцем постель? А, при удачном раскладе, стать его женой?
Почему такая спешка и кому это было выгодно?
Напомню, что мачеха как раз была настроена на то, чтобы Золушка не только научилась вести хозяйство, но и «познала самоё себя». Ну и элементарно подросла. Ведь она малышка! Что подчеркивают неоднократно и сам лесничий и фея.
А тут является Фея и давай поторапливать события. Это тогда, когда все вроде бы говорит нам, что Золушке еще рано? Ну не досадила она розовые кусты, которые, по словам феи «вырастут сами»!
Согласитесь, что «познать самоё себя» звучит несколько глубже, чем «на тебе все готовое, беги на бал!»
Так кто на самом деле заботился о Золушке – Мачеха или Фея-крестная?
И о чем на самом деле эта сказка?
О необходимости, прежде всего, познать себя?
Или о том, что коридор возможностей не резиновый и бесконечно ждать нельзя, а надо действовать, невзирая на подготовку и небольшие шансы? При этом обманывая всех вокруг, или, как минимум, недоговаривая всей правды?
Да, в итоге Золушка заполучила принца, но воспользовалась для этого магией и колдовством!
Где на лестнице морали магия и колдовство от крестной и «познай самоё себя» от мачехи?
Добрым и исполнительным можно все? Вы это серьезно?!
Где-то я это уже слышал... Кажется в кодексе для рабов, но это не точно...
Может быть, сказка о Золушке это на самом деле история о том, как легко доброго, исполнительного, но гордого человека испортить в один миг с помощью «сказочных» возможностей? Заставив его обманывать близких для достижения сомнительных целей?
Или о том, что добро без магии ничего не может?
А вы как считаете?
Если вам интересна судьба не только сказочной Золушки, но и героини дней не так давно минувших, то вот вам ссылка на статьи о Золушке советского периода:
А как вас дурят, рассказывая сказки про Буратино, можете почитать здесь: