На днях в общественно-педагогической среде вновь вернулись к бурному обсуждению двух-трехлетней давности: а не отказаться ли школам от отметок по таким предметам, как ИЗО, труд, музыка и физкультура?
Сторонники отказа (т.е. противники отметок) аргументируют это так: все школьники разные, и бывает так, что ребенок - отличник по всем предметам, кроме физкультуры - не дается она ему, как ни бейся. Он не в состоянии сдать необходимые нормативы, комплекция не та или здоровье неважное (хотя в этом случае можно, конечно, прикрыться справкой).
Или с рисованием просто беда. Или по пению «медведь на ухо наступил».
Однако учителя по этим предметам, как правило, делают ученикам поблажки и не ставят нехороших отметок. Главное, чтобы посещал добросовестно и вел себя хорошо, а оценку уж мы натянем. Зачем портить ребенку табель? Но бывают и принципиальные учителя, особенно, если замечают у ребенка пренебрежительное отношение к своему предмету. Не то, что пятерку, и четверку не поставят.
Из-за подобных ситуаций и соответствующих родительских жалоб в вышестоящие инстанции и возникла та самая дискуссия. Причем поначалу инициаторы ставили вопрос еще жестче: а не убрать ли из школьной программы эти предметы совсем? Потенциальные музыканты, художники и спортсмены пусть идут в кружки и на секции, а высвободившиеся урочные часы можно занять более нужными предметами, например, математикой.
Но эта идея поддержки на высоком уровне не нашла. Все же ребенок должен развиваться разносторонне. К тому же бывали случаи, когда именно на школьных уроках он впервые почувствовал свое призвание к музыке или изобразительному искусству. А уж о пользе физкультуры в наш век гиподинамии с засильем гаджетов и говорить нечего.
А бывает так, что именно один из этих предметов и позволяет ребенку почувствовать себя в чем-то талантливым. Выявляет его зону успеха, как сейчас говорят.
Например, был у нас в классе мальчик Сережа, тихий двоечник. Когда его вызывали отвечать урок, он всегда вставал и молчал. Вместо контрольных работ сдавал чистые листы. Его учителя уже и трогать перестали, поскольку объяснять что-то было бесполезно. Зато по трудам Сережа был лучше всех. В школьной мастерской его полки и табуретки были самыми ровными и красивыми. В шестом классе он сделал из велосипеда мопед.
Потом он остался в очередной раз на второй год, с грехом пополам поступил в ПТУ и исчез из поля зрения. Однако спустя много лет мы, одноклассники, узнали, что Сергей никуда не сгинул, а успешно работает в автосервисе и вполне доволен жизнью.
Вот и получается, что для кого-то эти предметы совсем не второстепенные, а вполне себе главные.
Ладно, согласились в верхах. Давайте эти предметы в школьной программе оставим, но дифференцированных оценок ставить не будем. Оставим лишь зачет-незачет.
Но после очередных педагогических и общественных баталий стало понятно, что и здесь мнения разделились. Кто-то считает, что отметки нужны по всем предметам, а кто-то — нет.
Далее вопрос спустили, как водится, вниз: пусть школа сама будет решать, какая предусматривается система оценок по музыке, ИЗО и физ-ре: пятибалльная или зачет/незачет. На выбор этой системы могут повлиять и родители.
И тогда случилось самое интересное: если поначалу большинство родителей высказывалось за то, чтобы отметок по данным предметам не ставить, то после некоторых размышлений они начали сомневаться.
Ведь средний балл аттестата складывается в том числе и из этих отметок! А они, как правило, все-таки хорошие. И в итоге выпускник 9 класса из школы, где в аттестате нет отметок по «второстепенным» предметам, может иметь средний балл ниже, чем выпускник из школы, где они есть. Ответ, кто из этих выпускников будет выше по рейтингу при поступлении в колледж, лежит на поверхности. Причем невзирая на то, что математику и русский язык они оба знают одинаково.
Так что если убирать отметки по этим предметам, то убирать везде, во всех школах страны. Либо если оставлять, то тоже везде. А то как-то несправедливо получается.