Найти в Дзене
НЕчитатель

Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Анализ произведения. Часть 2.

Всем привет. С Вами снова НЕчитатель. Я продолжаю свой обзор на антиутопию "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. В предыдущей части мы остановились на том моменте, где Гай Монтэг подался в бега.

Ну и наконец, после того что он совершил, Гай Монтэг стал вне закона. Его объявили в розыск. О нём трубили по всем новостям. Все силовые структуры были направлены на поимку беглеца. Поднялись вертолёты и даже всё население города подключили. И раненому Монтэгу пришлось спасаться бегством.

По его следу шли силовики, используя механического пса, который запрограммирован на поиски по генетическому материалу. Избавиться от такого опсаного преследователя далеко не так просто. Ведь всё равно, механический пёс, рано или поздно, нашёл бы его. К его счастью, ему удалось перебить след, а это сделать было практически невозможно. Гай Монтэг встретил таких же беглецов как и он сам - своих единомышленников. Они помогли изменить его генетический материал на ген другого человека, чтобы сбить с толку группу преследоватнлей и пустить их по ложному следу.

Всех этих людей, собравшихся вместе, и Монтэга, объединяла общая цель. Той целью был процесс сбережения ценностей. Ведь кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в пластинках, в головах людей. Уберечь любой ценой от плесени, ржавчины и пожирающего огня.

Главным среди этих людей был человек по имени Грэнджер. Он объяснил Монтэгу что данная группа людей занимается хранением книг в своих головах, т.е. в своей памяти. Каждый из этих людей, хранит в себе величайшие произведения писателей философов ушедших эпох. У самого же Монтэга смутно сохранились в памяти отрывки из Библии: книга Эклезиаста и Откровение Иоана. Но Грэнджер сказал что не нужно беспокоиться об этом потому что у них есть технология, которая позволяет вытащить из памяти любую прочитанную книгу. Кроме этого, он предупредил Монтэга что правительство внимательно следит за такими как он, которые пробудились, которые испытывают чувства, самые что ни на есть когда-то забытые человеческие чувства. И при первом удобном случае, они могут ликвидировать таких людей.

И тут, всё становится на свои места, что общая живая идея объединяла всех этих людей. Это своего рода подполье. И они все книжные партизаны. Все все и Грэнджер, и Кларисса Маклеллан, и профессор Фабер, и конечно, та женщина, что предпочла сгореть заживо нежели сдаться пожарным, чьи слова оказались пророческими.

И, наконец, наступил решающий переломный момент в этой истории. Внезапно город подвергается бомбардировке. Пролетавшие через город бомбардировщики сбрасывают на него бомбы. И в считанные секунды от города остались одни руины. И он понял что все, кто находились в городе, погибли. И наконец самый драматический момент. Когда упала первая бомба, Монтэг наконец вспомнил что он познакомился мо своей женой в Чикаго. Он наверное осознал что её больше нет. Бедная Милдред. А когда город был полностью разрушен, наш герой, в состоянии потрясения, вспомнил отрывки из Библии, т.е. главы Эклезиаста и книги Откровений, выученные наизусть полностью.

С большей долей вероятности я могу предположить что эти партизаны были в курсе всего что произойдёт. Наверное, это произошло во всех городах. И в самом конце они направляются в разрушенный город, вслед за Гаем Монтэгом.

В данном произведении есть много цитат из Библии. Я даже больше скажу, что эта книга о Боге. И про то как Бог пытается достучаться до каждого из нас.

Начну с цитаты из книги, когда женщина предпочла сгореть вместе с книгами: "Божьей милостью мы зажгём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда". Это из книги мучеников Джона Фокса. Это слова Оксфордских мучеников - протестантов, осуждённых за ересь в 1555 г. и сожжённых на костре в Оксфорде. Они были казнены за свои религиозные убеждения.

В одной из реплик браеюндмейстера Битти упоминается Вавилонсаая башня, но это аллюзия, которая показывает о ношение общества к книгам. Люди считают что книги сбивают с толку и противоречат друг другу.

Когда Монтэг пытался прочитать отрывок из Нового Завета, но реклама зубной пасты ему мешала сосредоточиться. В этом смысле речь идёт о разделении между двумя сферами бытия: материальной и духовной. Люди забыли что нужно заботиться о душе, они посвятили себя заботе о хлебе насущном, тогда как всё что имеет человек, даёт ему Бог.

В одной из сцен Фабер читает книгу Иова, повествующую об истории Иова - где был спор между Богом и Сатаной. Фаьер советует Монтэгу продолжать делать то, что он считает правильным, не смотря на трудности. Связь с книгой Иова, заключается в том, что Монтэг будет вознаграждён в конце.

В следующей библейской цитате, которую иронично использовал Битти, это история о пропавшей овце. Ирония была в том, что Битти знал что Монтэг до сих пор хранит книги. Интересно то, что, в моменте, когда он произносил эти слова, он собирался сжечь дом Монтэга.

Другая его фраза отсылает к способности Иисуса ходить по воде: "Ты думаешь что ты можешь ходить по воде со своими книгами?". Битти считает, что книги не несут в себе пользы, они заставляют спорить и возражать. Но Монтэг считает, что они приносят вдохновение. Под этими словами автор имел ввиду, что Монтэг лучше всех, по скольку он читает книги, он гонится за несбыточными мечтами.

И завершает роман строки из 22 главы "Книги Откровений": " Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод совой; и листья дерева - для исцеления народов". Здесь древо жизни, которое приносит свои плоды, символизирует будущее выживших после войны людей. Плоды означают знания, которыми владеют отшельники.