После войны все искали Рихарда Байера, но он исчез. Одно время предполагали, что этот человек, считавшийся одним из самых опасных преступников своего времени, уже погиб. Однако поиски не останавливались.
И вот в конце 1960 года в глухом лесу недалеко от Гамбурга отряд полиции окружил вагончик лесника. У полицейских была информация, что там может находиться Баер.
Вдруг открылась дверь и перед вооруженными людьми предстал некто Карл Нойман, очень удивленный таким визитом… Нойман показал свои документы, подтвердив, что не имеет никакого отношения к Баеру, да и вообще он и не знал, кто это такой.
Палач Освенцима
Рихард Баер был комендантом Освенцима и обвинялся в гибели тысяч человек. Он отдавал преступные приказы, в казни многих узников не отказывался поучаствовать и сам.
Свою карьеру Баер начал в 22 года в качестве охранника лагеря Дахау, а пару лет спустя служил адъютантом у коменданта Нойегамме. Он много раз лично казнил советских военнопленных, за что и был прозван «банщиком»: Баер собирал узников и вел их в “баню” - помыться, но на деле это была газовая камера. Жестокий немец с удовольствием смотрел, как мучаются пленники, задыхаясь от едкого газа.
Именно Баер стал продвигать программу Т-4, одну из самых человеконенавистнических в мире. Это была евгеническая программа по стерилизации и уничтожению людей, страдающих серьезными заболеваниями, и инвалидов. В лагерях программа применялась узниках, в том числе и на немцах.
Казалось, Баера ничто не останавливало, он ничего не боялся, посещал пыточные камеры, крематории и палаты, где ставились медицинские опыты и «помогал» людям погибать. По словам его сослуживцев, Баер был единственным, кто от вида погибающих людей не впадал в депрессию, наоборот, он наслаждался… Вершиной карьеры стало назначение Рихарда Баера в печально известный Освенцим.
А в 1945 году, в январе, узнав, что приближается Красная Армия, комендант Освенцима приказал устроить «марш смерти», чтобы оставить в живых как можно меньше узников. Он приказал устроить так, чтобы из лагеря вышли более 60 тысяч заключенных. Большинство узников погибли в этом безумном «марше»…
На этом Баер не остановился. После Освенцима жестокий комендант отправился в концлагерь Дора-Миттельбау, где всего за два месяца казнил еще 6 тысяч советских военнопленных. А потом главный палач внезапно пропал…
Лесник
Вернемся к Карлу Нойману. Естественно, лесника допросили. Он утверждал, что после войны пошел на работу лесником, так как в боях получил тяжелое ранение, поэтому выполнять сложную физическую работу уже не мог. Кроме того, они с женой мечтали о том, чтобы после войны жить в уединении, вдали от людей. Сначала Карла взяли на работу в качестве помощника лесника, а потом за примерную службу дали должность главного лесничего.
На допросах Карл Нойман говорил, что все, что он может 一 пилить деревья и ухаживать за лесом. А вот про Рихарда Баера ничего не знает и поэтому ничем помочь не в силах:
Действительно. После войны информации о Баере не было. Одни думали, у что он пропал без вести, другие считали погибшим при бомбардировках. Но после того, как в 1960-м года немецкие газеты напечатали фото Рихарда Баера в форме СС, когда он был комендантом, появились ниточки, которые могли бы вывести на след преступника.
Через пару дней после этой публикации в газету обратился один из бывших узников другого концлагеря, узнавший в фотографии… своего коллегу по лесничеству, того самого Карла Ноймана.
Заявитель пришел ужасно взволнованным, но при этом он был уверен в своей правоте. Лесник рассказывал, что и помыслить не мог о том, что с ним будет работать опасный военный преступник. Какое-то время он считал, что возможно, поддался паранойе – так как такого просто не может быть. Тем не менее, лесник не ошибался. Даже постаревший, отрастивший бороду Нойман очень напоминал Рихарда Баера: у них было просто одно и то же лицо..
Расследование
Это было громкое заявление – не каждый день в 1060-х попадались пропавшие без вести нацистские преступники. Потому возбудили расследование дела. Вдруг полиция вдруг обнаружила, что официальные документы о гибели Рихарда Баера в архивах отсутствуют.
Формально его считали погибшим во время авианалета, совершенного американцами в апреле 1945 года – но свидетелей тому не было. Просто этом говорили друзья и родственники Баера, которые после войны больше не получали от него вестей.
Решили провести еще один допрос Карла Ноймана, все еще сомневаясь в том, что это и есть Баер. На допрос также вызвали его жену, устроив им очную ставку. Предварительно женщине сказали, что Карл Нойман уже признался во всем... Она поверила следователям и во время очной ставки созналась, кем является она и муж. Нойману-Баеру ничего не оставалось, как подтвердить ее слова.
Оказалось, что избежать наказания он смог благодаря своей хитрости и удачливости. Накануне поражения Гитлера Баер попал в госпиталь, повредив ногу. Поняв, что Германия капитулировала, Баер сам свел татуировку СС и смог пройти блокпосты, не будучи задержанным. После этого он приобрел документы для себя и жены, уехал подальше от Берлина.
А чуть позже, когда деньги стали заканчиваться, Баер нашел неприметную, спокойную работу с маленькой зарплатой и обустроился в лесу, надеясь, что его никогда не разоблачат. Палач-лесник признавался, что боялся, что его найдут израильские и советские спецслужбы, потому он практически ни с кем не общался. И коллеги считали его нелюдимом.
После получения признания началась подготовка к суду. Собирались доказательства, что Баер виновен в убийстве как минимум 15 тысяч человек. Вина этого нелюдя была очевидной и неоспоримой – он должен был за все ответить. Однако бывшему душегубу снова удалось избежать суда. Находясь в следственном изоляторе, Баер однажды просто не встал. Вскрытие показало, что жестокий комендант умер от остановки сердца. Надеюсь, что он горит в аду.