Для партийных кандидатов участие в выборах губернатора Нижегородской области, да и в любых других, это святая обязанность. Кому нужны партии, которые не участвуют в кампаниях такого уровня?
Кандидаты, у которых нет ни малейшего шанса одержать победу, могут участвовать в выборах по своему желанию, могут по партийной разнарядке, но для их партий это вопрос в любом случае крайне важный. Он не в том, сколько они наберут процентов, а насколько проведение избирательной кампании позволит сохранить и укрепить имеющийся электоральный актив.
Вот «Новые люди» и «Справедливая Россия – За правду» отказались от участия в выборах губернатора, и эти партии – я знаю свежие данные социологического опроса – очень сильно потеряли сравнительно с другими политическими силами.
Партийная жизнь во многом строится вокруг электоральных процессов, кто бы что ни говорил. В «Единой России» многие заявляют, что ее поддерживали бы и без участия в выборах, но это не так. Поддержка населением всех партий завязана на выборы – это просто «закон природы».
Потому отказ от участия в выборах вышеназванных партий был неудачным для них решением.
Правильно выстроенная кампания в нашем случае не должна отталкиваться от личностей кандидатов, поскольку это будет заведомо проигрышный вариант. Главный акцент должен быть сделан на деятельности именно партии.
Кампания по выборам губернатора Нижегородской области в целом прошла довольно вяло. Но, например, коммунисты очень хорошо поработали, поездили по районам с прицелом, что совершенно понятно, не на губернаторский пост, а на формирование поддержки со стороны населения. На укрепление своего ядерного электората и, возможно, приобретение новых сторонников. Кампания была нацелена на то, чтобы показать: «Никто не сдулся, всё работает».
Кто этого не сделал, тем придется наращивать медийное присутствие после выборов, чтобы о них не забыли.
Рустам Досаев довольно активный политик, депутат, но информационный провал во время выборов это не очень хороший вариант и для него, и для «Новых людей». Он два месяца мог рассказывать людям о партийных проектах и своей депутатской работе, но этого не было сделано.
Стоит отметить, что у отказавшихся от выборов партий рейтинг и так на грани – 5-6 процентов. Растерять и такую поддержку населения, на мой взгляд, стратегически неверно. Другое дело, что региональные отделения этих партий не вполне самостоятельны в плане участия или неучастия в выборах. Возможно, кто-то кого-то попросил, и нынешние электоральные потери будут компенсированы какими-то преференциями.
Коммунисты в этом плане выстраивают работу системно, партийная дисциплина здесь на высоком уровне. Да и было бы странно, если бы от участия в выборах отказалась вторая партия в стране. КПРФ даже понимая, что выборы не выиграть, не отказывается от системной работы с электоратом – это обязательно даст результат в будущем.
ЛДПР, несмотря на потерю своего лидера, Владимира Жириновского, продолжает существовать – и достаточно неплохо. Социология не показывает падения рейтинга партии. И то, что ЛДПР участвует в выборах, это большой плюс с электоральной точки зрения. Что получит непосредственно Владислав Атмахов, не знаю, но его серьезная политическая карьера, на мой взгляд, еще впереди. Ему это интересно, он этим болеет, с удовольствием этим занимается, ищет новые форматы.
«Партия пенсионеров» по каким-то причинам выдвинула в очередной раз кандидатом Быкова, а не энергичного лидера отделения Татьяну Богданову. Но это тоже неплохой вариант для партии, которая что-то делает между выборами.
В отличие от «Гражданской силы», кандидат от которой будет выступать просто статистом. Ему этот опыт, возможно, пригодится в будущем в бизнесе. Хотя нельзя исключать, что его за «ответственную позицию» во время выборов возьмут на неплохое чиновничье место.
Максим Лубяной, директор Института проблем социального управления