На днях ФИПИ выпустили методические рекомендации для учителей, где проанализировали результаты участников ЕГЭ 2023 года. Нужно сказать, что экзамен по химии имеет тенденцию меняться (читай усложняться) каждый год.
Два основных нововведения, которые появились в 2023 году:
- изменился порядок заданий во второй части (33 и 34 задание поменяли местами, теперь КИМ заканчивается самым сложным заданием - задачей 34);
- повысился уровень сложности заданий 9 (неорганика), 12 и 16 (органика).
И как же это повлияло на результаты? Наверное баллы выпускников резко ухудшились...А вот и нет!
- Во-первых, средний тестовый балл вырос на 2 балла;
- А во-вторых, увеличилась доля высокобалльников.
Видимо, не так страшен черт, как его молюют.
ЕГЭ 2023 в цифрах
Немного статистики не помешает:
- Кривая распределения результатов учеников оказалась в виде двугорбого верблюда: то есть много плохо подотовленных и отлично подготовленных выпускников;
- 19% участников не преодолели порог (36 тестовых баллов);
- 18% высокобалльников (81 - 100 тестовый балл);
- 837 человек набрали 100 баллов.
Главные ошибки ЕГЭ по химии 2023
Конечно, количество ошибок зависит от уровня подготовки выпускника, я же перечислю основные.
Пойду по порядку:
1. Задание 1. Здесь сложность заключалась в нахождении валентных электронов у элементов побочной подгруппы. Нужно не забывать, что внешние электроны и валентные электроны - это разные понятия.
2. Задание 4. В последние несколько лет это задание представляет из себя микс сразу двух тем: кристаллическая решетка и химические связи. Ошибки заключались в основном в нахождении веществ с ковалентной полярной и неполярной связью.
3. Задание 7. Это задание по праву заслужило титул "самого сложного задания в тестовой части", ведь в нем нужно соотнести вещество и перечень реагентов, с каждым из которых это вещество может реагировать. Это задание требует знания всей неорганики, поэтому процент его выполнения остается таким низким - 50%.
4. Задание 13. Органику в среднем выполняют лучше, чем неорганику, однако азотсодержащие соединения, в частности амины, вызывают трудности у большинства выпускников. В этом году вопрос заключался в получении аминов восстановлением (гидрированием) нитросоединений.
5. Задание 17. Существует несколько классификаций реакций. Самые трудно запоминаемые из них - это "обратимые и неорбратимые", "экзотермические и эндотермические", "каталитические и некаталитические". В этих темах нужно четко знать перечень реакций, относящихся к тому или иному типу. Например, в этом задании нужно было вспомнить, что гидрирование ацетилена - это каталитическая реакция.
6. Задание 18. Задание на скорость реакции с одной стороны простое, но с другой - несет в себе множество ловушек. Например, влияние того или иного воздействия на химическую реакцию часто зависит от агрегатного состояния веществ. Так, давление влияет на скорость реакции, в которой среди реагентов были газы.
7. Задание 24. Задание на качественные реакции предполагает наличие знаний как органики, так и неорганики. Например, в этом варианте несколько раз проверялось знание того, что муравьиная кислота и формиаты, подобно альдегидам, могут легко окисляться перманганатом калия.
8. Также составители ЕГЭ отметили, что много баллов потеряли выпускники из-за неточного округления ответа, потери нескольких коэффициентов и невнимательного чтения условий задания.
Важно: результаты на ЕГЭ зависят не только от знаний, полученных в ходе подготовки, но также от внимательности и умения распределять время на экзамене, что обязательно нужно тренировать весь учебный год.
А какие ловушки принесет нам год грядущий? Совсем скоро узнаем, а пока будем тщательно готовиться ко всем перипетиям этого нелегкого, но очень интересного экзамена!
Ознакомиться с методической рекомендацией можно по ссылке.