Найти в Дзене
С искусством по жизни

Абсурд: зачем народ, не умеющий читать, толпится у книжной лавки, или что общего у картины Васнецова со знаменитым фильмом Гайдая

Живописец Виктор Васнецов прежде всего известен как автор сказочных и былинных сюжетов. Но есть в его арсенале полотна другого толка, по которым можно судить о том, что художник был превосходным жанристом. Например, картина, которая сегодня попала мне в руку из большой стопки советских открыток. Давайте же ее рассмотрим и познакомимся с тем самым "незнакомым Васнецовым". Книжная лавочка - Виктор Михайлович Васнецов. 1876. Холст, масло. 84 x 66.3 см. Государственная Третьяковская галерея Перед нами многофигурная композиция, изображающая сцену из жизни простых людей. Покупатели толпятся рядом с бедной книжной лавкой, рассматривая выставленные на продажу товары. В центре композиции - фигура крестьянина с заткнутым за пояс топором. Он с одобрением рассматривает яркую лубочную картинку, которую наверняка собирается приобрести. В то время лубок и изображения святых были очень популярной деталью для украшения жилища. Федор Буслаев, специалист по древнерусской литературе и фольклору, гов

В рамках рубрики "Домашний музей" я рассказываю вам о случайной картине, вытащенной из пухлой стопки советских открыток
В рамках рубрики "Домашний музей" я рассказываю вам о случайной картине, вытащенной из пухлой стопки советских открыток

Живописец Виктор Васнецов прежде всего известен как автор сказочных и былинных сюжетов. Но есть в его арсенале полотна другого толка, по которым можно судить о том, что художник был превосходным жанристом.

Например, картина, которая сегодня попала мне в руку из большой стопки советских открыток. Давайте же ее рассмотрим и познакомимся с тем самым "незнакомым Васнецовым".

-2

Книжная лавочка - Виктор Михайлович Васнецов. 1876. Холст, масло. 84 x 66.3 см. Государственная Третьяковская галерея

Перед нами многофигурная композиция, изображающая сцену из жизни простых людей.

Покупатели толпятся рядом с бедной книжной лавкой, рассматривая выставленные на продажу товары.

В центре композиции - фигура крестьянина с заткнутым за пояс топором. Он с одобрением рассматривает яркую лубочную картинку, которую наверняка собирается приобрести.

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) —  изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.

В то время лубок и изображения святых были очень популярной деталью для украшения жилища. Федор Буслаев, специалист по древнерусской литературе и фольклору, говорил, что лубок «значил для русского народа больше, чем Сикстинская мадонна для итальянцев».

Малограмотные крестьяне не испытывали интереса к чтению, поэтому лавочка по большему счету продает всевозможные изображения и безделушки, а вовсе не книги.

Ну как тут не вспомнить зарисовку из "Операции Ы"?

Срамота!
Срамота!

Многие, кто ходил на ярмарку за покупками или для продажи собственных товаров, не могли вернуться домой с пустыми руками. Поэтому шли в такие лавочки за подарками для семьи: кто-то брал сладости, а кто-то приобретал яркие картинки в книжных лавках.

Рядом с крестьянином стоит пожилой мужчина с посохом - священник или учитель. Жестом он показывает на картинку, выбранную крестьянином, и рассказывает о ее сюжете (многие считают, что там изображён Страшный суд). Его сопровождает мальчишка с узелком и яблоком; в левой руке он держит небольшую книжку.

За спиной священника стоят две женщины и внимательно слушают рассказ священника.

Слева - пара оборванных мальчишек. Они явно не собираются ничего покупать, но с интересом рассматривают картинки, и, возможно, планируют что-то стащить. Продавец их не замечает - его внимание сосредоточено на потенциальном покупателе.

Фото: Яндекс.картинки
Фото: Яндекс.картинки

«Ничего не забыл художник для полноты своей сцены на воздухе, даже птичек, избравших освещённую солнцем крышу лавочки местом своего жительства...» — писал о картине критик в журнале «Иллюстрация» в 1876 году.

Выходит, что из всех персонажей картины читать умеет лишь священник и его спутник. И, вероятно, лавочник (но это не точно). А все остальные герои написаны "за компанию". Такая вот абсурдная ситуация.

Васнецов писал критику В.В. Стасову о своих жанровых картинах в 1902 году следующее:

Все мы тогда считали себя реалистами, искали только правды в искусстве. Положим, правда эта представлялась нам довольно суженной. Подчеркивалась более только «правда» жизни, обличительная и поучительная в известном гражданском смысле, что, впрочем, нисколько не мешало нам жить полной художественной жизнью, стремиться по мере сил к совершенству и любить, по-своему, красоту. Искания правды (хоть и узкой) заставляли нас изучать формы и краски в природе действительные и живые, а не выдуманные. Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, т. е. внутренней, а не внешней только... Вообще говоря, нам не безразлично было, что говорит образ душе, слово «идеал» для нас не было пустым, избитым словом без содержания...

Картина "Книжная лавочка" не считается выдающимся произведением автора, но между тем она точно является образцом отлично написанного произведения.

А вы что думаете об этой работе Васнецова?