Найти тему

Бог Один

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? 

Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. 

Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля — Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

 

19

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно. 

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. 

Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы — Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. 

Именно обретение целостности — является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. 

Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле. Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. 

Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, Один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными.