Найти тему

Ришелье у Дюма, но не в "Трёх мушкетёрах"

Продолжаем говорить о кардинале Ришелье в творчестве Александра Дюма. Другие статьи на эту тему вы можете найти на моём канале.

Часто говорят, что этот знаменитый французский романист, такой-сякой, оклеветал великого государственного деятеля. Ну, по сути всего лишь приписал ему любовный интерес и мстительную ревность, опираясь на смутные слухи XVII века. Дело писательское. :) И да, на всякий случай напомню, что по сюжету «Трёх мушкетёров», кардинал преследует королеву не за её антигосударственные интриги (хотя они тоже упоминаются), а по личным причинам: пытается отыграться за историю с сарабандой и собственное унижение. Тем не менее было бы несправедливо утверждать, что Дюма выставляет Ришелье злодеем. А вот противоречивой личностью, со своими достоинствами и недостатками — несомненно.

Злодейским злодеем кардинала периодически выставляют в первую очередь в кино. То его высокопреосвященство целенаправленно гадит мушкетерам, будто у первого министра Франции забот других нет. То планирует свергнуть короля и захватить власть. Даже интересно, а как бы Ришелье в случае успеха стал бы себя именовать? То вообще натуральный маньяк, увлекающийся расчленёнкой. Бедному кардиналу такое в страшном сне не приснилось бы.

Но поговорить я предлагаю не о фильмах, а о книгах. «Три мушкетёра» не единственное произведение Дюма, где появляется кардинал Ришелье, так что пройдёмся по трактовкам образа.

Иллюстрация к "Красному сфинксу"
Иллюстрация к "Красному сфинксу"

«Три мушкетера»
Это первое, что каждому приходит на ум. Ришелье показан как интриган, достойный противник, мстительная и ревнивая зараза, сильный и грозный министр при слабом короле и опора Франции. А ещё кардинал симпатизирует четвёрке мушкетёров и особенно д'Артаньяну, который именно по его протекции стал сперва мушкетёром, а потом получил чин лейтенанта. В двух последующих книгах трилогии («Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя») главные герои всегда с уважением говорят о его высокопреосвященстве и называют великим человеком. Арамис во втором романе так и вовсе повесил себе на стену портрет Ришелье наряду с другими образцами для подражания.)

«Красный сфинкс, или граф де Море»
В этом незаконченном романе кардинал Ришелье — протагонист и один из центральных персонажей. Он подан как великий человек, столп государственности, единственная опора и надежда короля. Дюма неприкрыто кардиналом восхищается, поёт ему дифирамбы и даже идеализирует. При этом тут есть и ближайшее окружение Ришелье, очень ему верное, и даже нехорошие королева и королева-мать, которые активно занимаются происпанскими интригами.

«Голубка»
Это небольшое произведение в письмах. Скорее в духе сентиментализма, нежели романтизма. В нём Ришелье немного, но выступает он как милостивый благодетель для двух влюблённых и человек, ценящий верных слуг короля.

«Урбен Грандье»
Хотите мрачняк? Держите мрачняк. Это произведение относится к циклу «Истории знаменитых преступлений», что говорит само за себя. Не столько художественная повесть, сколько авторский пересказ исторического эпизода. Ришелье по большей части за кадром, но присутствие ощутимо. Тут он мстительная сволочь и кровавый деспот, у которого на службе есть весьма жестокие исполнители. Урбен Грандье, имевший неосторожность в прошлом не уступить дорогу будущему первому министру (накуролесить всякого другого Грандье, впрочем, тоже успел), умирает на костре после пыток. Хотя насколько в реальной истории кардиналу было дело до обид на Грандье, трудно сказать.

«Людовик XIV и его век»
Это даже близко не художественное произведение. Это историческая хроника, так что подача довольно нейтральная. Здесь Дюма не фантазирует, а излагает известный ему материал об эпохе. В целом после этой книги становится понятнее, на какую информацию они с Маке опирались, создавая мушкетёрскую трилогию и образ Ришелье в частности.

«Людовик XIII и Ришелье»
Тоже историческое произведение и тоже весьма нейтральное по тону. Оно относится к серии «Великие люди в домашних халатах» и представляет собой что-то вроде сборника анекдотов из жизни исторических личностей. О Ришелье автор тоже рассказывает истории, собранные в разные источниках.

Как можно увидеть, во всех этих произведениях Ришелье показан с очень разных сторон, а отношение к нему Дюма сложно назвать однозначным.