Игра «Веселое путешествие гномов»
Цель игры: знакомство с «Волшебной восьмеркой 1», развитие внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук, закрепление умений выделять признак - цвет, названия цветов радуги, понятий «квадрат», «треугольник», совершенствование конструкторских навыков.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», «Волшебная восьмерка 3», «Волшебная восьмерка 1» (для индивидуальной работы), набор «Разноцветные гномы» (цвета радуги).
Ход игры: радужные гномы живут в Фиолетовом лесу. Однажды они пропали и оставили вместо себя вот такие разноцветные палочки в затейливом порядке.
Педагог предлагает рассмотреть «Волшебную Восьмерку 3».
Игра «Найди любимый цвет гномов».
Задания педагога:
- найдите любимый цвет гномов на «Волшебной восьмерке 1» (Кохле – красный, Охле – оранжевый и т.д.),
- разложите палочки «Волшебной восьмерки 1» в радужном порядке и назовите их по именам гномов (Кохле, Охле и т.д.),
- соберите волшебную «Волшебную восьмерку 1», следуя образцу «Волшебной Восьмерки 3».
Игра «Помоги гномам построить дом»
Ход игры: радужные гномы живут в «Фиолетовом лесу». У них нет своего дома. Помогите гномам построить дом.
Педагог предлагает рассмотреть каждому ребенку свою «Волшебную восьмерку Ларчик» и построить дом с помощью разноцветных деталей.
Задания педагога:
- определите из каких фигур состоит «Волшебная Восьмерка Ларчик» (из двух квадратов),
- сконструируйте из верхнего квадрата треугольник (оставшуюся деталь можно использовать в качестве трубы для дома).
Игра «Строим горку для гномов».
Ход игры: гномы заскучали. Им надоело прятаться за разноцветными палочками. И решили, если их развеселят, то они вернуться назад в Фиолетовый лес. Помогите гномам.
Педагог предлагает построить горку для гномов с помощью разноцветных деталей «Волшебной восьмерки Ларчик» у себя на столах.
Задания педагога:
- постройте горку из разноцветных палочек «Волшебной восьмерки Ларчик».
- Покатайте гномов по горке (расставьте гномов на горке в радужном порядке).
Игра «Как гномы решили покрасить забор»
Ход игры:наступила весна. Гномы решили высадить красивые цветы в своем саду. Цветы были настолько необычны, что простой забор, который был на клумбе, не нравился Гномам. Он был выкрашен одним цветом – бирюзовым. Каждый гном предлагал выкрасить забор в свой любимый цвет. Помогите гномам не поссориться и покрасить забор в радужные цвета.
Педагог предлагает выложить забор из «Волшебной восьмерки Ларчик» в радужном порядке и посадить необычные цветы на клумбе.
Задания педагога:
- выложите забор из «Волшебной восьмерки Ларчик» в радужном порядке (красный, оранжевый, желтый и т.д.)
- сконструируйте цветы из комплекта «Разноцветные веревочки и кружки».
Игра «Морское путешествие черепашек»
Цель игры: закрепление умения выделять признак - цвет, названия цветов радуги, умения составлять изображения по частям, значения «больше-меньше», «самый большой».
Материалы и оборудование:панно «Фиолетовый лес», игры «Черепашки Ларчик», «Черепашки Пирамидка» (для индивидуальной работы), «Волшебная восьмерка Ларчик», «Волшебная восьмерка 1» (для индивидуальной работы).
Ход игры: однажды Черепашки решили отправиться в морское путешествие. На чем они могут отправиться в морское путешествие? Помогите Черепашкам.
Педагог предлагает сконструировать корабли из «Волшебной восьмерки Ларчик» путем переворачивания полосок.
Задания педагога:
- сконструируйте корабли из «Волшебной восьмерки Ларчик» путем переворачивания полосок;
- расставьте корабли в радужном порядке (начиная с красного и заканчивая фиолетовым);
- посчитайте, сколько кораблей получилось.
Игра «Рассади Черепашек в корабли».
Ход игры: только капитаны – Черепашки большого размера могут управлять кораблями. Помогите Черепашкам выбрать капитанов кораблей.
Педагог предлагает найти Черепашек большого размера и рассадить их по кораблям своих любимых цветов.
Задания педагога:
- найдите Черепашек большого размера и рассадите их по кораблям своих любимых цветов (черепашка красного цвета – в красного цвета корабль, черепашка оранжевого цвета – в оранжевый корабль и т.д.);
- посчитайте количество капитанов и кораблей.
Игра «Помоги Черепашкам найти свои корабли»
Ход игры: поднялся сильный ветер, и корабли прибились к берегу. Капитаны и корабли перемешались. Помогите Черепашкам найти свои корабли.
Задания педагога:
- рассадите Черепашек по кораблям соответствующего цвета;
- выстроите корабли в радужном порядке. Какого цвета кораблика не хватает?
Игры на конструирование цифр по схеме.
Игра «Сколько предметов?»
Цель: совершенствование умения считать предметы в пределах 8; развитие конструктивных навыков детей.
Материалы к игре: игра «Волшебная восьмерка 1».
Ход игры: показать детям любое количество предметов и предложить выложить, не называя цифру, которая его обозначает.
Игра «Засели палочки в домик».
Цель: - совершенствование умения считать в пределах 8; закрепление знаний детей о цветах радуги, тренировка памяти, внимания, развитие конструктивных навыков детей.
Материал: игра «Волшебная восьмерка 1» и «Волшебная восьмерка Ларчик».
Ход игры: для игры надо выучить с детьми считалку, которую знают все жители Фиолетового Леса (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ).
В считалке спрятались гномы и их цвета радуги (Кохле –красный, Охле-оранжевый, Желе-желтый, Зеле-зеленый, Геле-голубой, Селе-синий, ФИ - фиолетовый). Необходимо рассказать детям, что у каждой палочки есть свое место на игровом поле или свой домик.
Вспоминаем очередность цветов радуги. Можно выложить «радугу» из деталей конструктора «Волшебная восьмерка Ларчик». Теперь приступаем к конструированию цифры «восемь» из радужных палочек. Дети подкладывают под резинки на свои места палочки того цвета, который называет педагог.
Палочка красного цвета располагается слева наверху, оранжевого - наверху, желтого -справа наверху, зеленого - посередине, голубого - слева внизу, синего - внизу, фиолетового - справа внизу. Какая получилась цифра? (восемь)
Игра «Найди ошибку»
Цель: закрепление знаний детей о цветах радуги, тренировка памяти, внимания, развитие конструктивных навыков детей.
Материал: игра «Волшебная восьмерка».
Ход игры:
1 вариант. Дети закрывают глаза, воспитатель переворачивает одну или несколько палочек в цифре восемь. Дети называют «спрятавшиеся» цвета.
2 вариант. Воспитатель составляет цифру «восемь» с ошибкой (например, меняет местами палочки красного и зеленого цвета). Дети находят и исправляют ошибку – переставляют палочки.
Конструирование цифр по словесной модели.
Сначала вспоминаем с детьми считалку (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Это цифра восемь. У каждого «слова-палочки» есть свое место в составе восьмерки. Называем слово КОХЛЕ, находим палочку красного цвета, и кладем её на свое место в цифре «восемь» (слева наверху). Потом называем слово ОХЛЕ, находим палочку оранжевого цвета и кладем её на свое место в цифре «восемь» и так далее. Запоминаем считалку и расположение слов-палочек в составе цифры.
Игра «Зашифруй цифру»
Цель: совершенствование умения считать в пределах 9; закрепление знаний детей о цветах радуги, тренировка памяти, внимания, развитие конструктивных навыков детей и мелкой моторики рук.
Материал: игра «Волшебная восьмерка 1».
Ход игры: перед детьми цифра «восемь». Предложите сделать из «восьмерки» цифру «девять».
Задания педагога:
- Какую палочку надо убрать из цифры «восемь»? (слева снизу)
- Какого она цвета? (голубого)
- Какое слово исчезнет из считалки? (геле)
Затем предлагается детям назвать с помощью считалки цифру «девять». (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Воспитатель произносит считалку, ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ФИ, и дети закрепляют деревянные палочки на игровом поле.
- Какая цифра получилась? («Семь»)
Шифр ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ.
- Какая это цифра? («Три»)
Закрепляем палочки на игровом поле.
Шифр КОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ФИ.
- Какая это цифра? («Четыре»)
Шифр КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ.
- Какая это цифра? («Пять»)
- Какая цифра получится, если из считалки исчезнет слово ЗЕЛЕ? (цифра «ноль»)
Или слово ГЕЛЕ (цифра «девять», ЖЕЛЕ (цифра «шесть»).
- А если исчезнет два слова. Например, КОХЛЕ и ГЕЛЕ (цифра «три», ЖЕЛЕ и ГЕЛЕ (цифра «пять»).
Предложить детям зашифровать цифры 1, 7, 6 и 9. Теперь можно передавать друзьям секретную информацию, например, сколько конфет лежит в кармане.
Игра «Мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие»
Цель: закрепление знаний детей о цифрах в пределах 9, о цветах радуги, тренировка памяти, внимания, развитие конструктивных навыков детей, мелкой моторики рук.
Материал: игра «Волшебная восьмерка 1».
Ход игры: воспитатель называет шифр любой цифры. Например, ЖЕЛЕ-ФИ.
- Какая цифра получилась? (цифра «один»)
- Вспомните все цифры, в которых есть красная деталь. (0, 4, 5, 6, 8, 9).
- Вспомните все цифры, в которых есть часть, обозначенная, например, словом ЗЕЛЕ. Чтобы было легче, на это слово считалки можно положить палочку. Какого она цвета?
- Вспомните цифры, у которых есть часть, зашифрованная, например, словом, КОХЛЕ. Сколько их?
- Назовите цифры, у которых нет части, обозначаемой, например, словом ФИ, потом, словом, ЖЕЛЕ и т. д.
Кроме того, можно провести игры, направленные на зрительное восприятие образа буквы.
Игра «Сложи букву из палочек на столе»
Цель: тренировка детей в выкладывании букв из палочек «восьмерки», тренировка памяти, внимания, развитие конструктивных навыков детей, мелкой моторики рук.
Материал: игра «Волшебная восьмерка 1».
Ход игры: детям предлагается выложить из палочек цифру «восемь».
Задания педагога:
- уберите одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О.
- Уберите две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Р, Н, Ь, У.
- Убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч.
- Уберите четыре палочки так, чтобы получилась буква Г.
Игра «Подарки-загадки для гномов»
Цель: совершенствование умения считать предметы (палочки) в пределах 7, сравнивание предметов по количеству деталей, входящих в них, развитие воображения и конструктивных навыков.
Материал: сказочные образы, игра «Волшебная восьмёрка 1».
Ход игры: однажды Гео решил пойти в гости к своим друзьям. Он приготовил для них сюрприз. Чтобы узнать, что же подарит мальчик Гео, нужно отгадать загадки и помочь ему смастерить подарки из деталей игры «Волшебная восьмёрка 1».
Угадать ее несложно.
Только будьте осторожны!
- Вся она в иголках!
Но не ёжик - ...! (Ёлка)
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная… (снежинка)
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем.
Это… (дом)
Я землю копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал…(лопата)
Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я, что есть мочи —
День—деньской. (молоток)
Задания педагога:
1. Постройте предмет из деталей «Волшебной восьмёрки 1».
2. Сосчитайте, сколько палочек использовано.
3. Предложите ребёнку выложить цифру, обозначающую количество палочек, из которых сделан предмет.
4. Сравните количество палочек, используемых для постройки разных предметов.
Игра «Фокусник»
Цель:развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук.
Материал: «Волшебная восьмерка 1»
Ход игры: возьмите 4 палочки, составьте квадрат. Переложите 1 палочку так, чтобы получился стульчик. Из 6 палочек составьте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. Возьми все палочки из «Волшебной восьмерки», составь лесенку, располагая ступеньки по цвету, используя считалку, «Кохле – Охле – Желе – Зеле – Геле – Селе - Фи». Превратите лесенку в кораблик.
Игра «По следам гусеницы Фифы»
Цель: знакомство с ломаной линией, усвоение понятий "ломаная", "звено ломаной линии", развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук.
Материал: «Волшебная восьмерка 1», гусеница Фифа.
Ход игры: Гусеница Фифа проползала по Поляне Чудесных цветов и оставила за собой дорожки. Выложите с помощью палочек дорожку - след Гусеницы Фифы.
Как вы могли бы назвать такую геометрическую фигуру?
Эта фигура называется ломаная линия.
Из чего состоит ломаная? (из отрезков)
Отрезки – это звенья ломанной.
Посчитайте, сколько звеньев в каждой ломаной.
Продолжение следует...