Писал я и о новоязе когда-то. И считаю, что возник этот подвид языка, как инструмент подмены слов и понятий в отношениях власти с народом. Типа, навести тень на плетень с целью получения некоей, не слишком благовидной выгоды. Нечто от дешевых мошенников в этом чувствовалось. Хлопок вместо взрыва и подтопление вместо наводнения – это с целью снизить уровень угрозы. Мол, мелочи это, не думайте. Выражение “отрицательный рост экономики” означало, что все под контролем. Мы держим руку на пульсе страны, чувствуем аритмию и принимаем меры. И к 2030-му году все будет путем.
Все это ладно бы, а то я мелких жуликов не видел. Но меня при введении в русский язык элементов новояза очень напрягало использование административного ресурса. То есть. Взрывы и наводнения исчезли из новостей полностью. Хотя их никто не запрещал. Более того. Было обесценено само понятие слова. То есть, формально это то, что ты прочитал, понял и запомнил навсегда. Но хрен тебе! Слово означает только то, что тебе сказали сегодня. Завтра могут сказать другое.
Поэтому. Каждый раз, при упоминании ИГИЛ, мы обязаны были ниже своего материала дописать:
“Доводим до вашего сведения, что ИГИЛ в России объявлен террористическим…”, и так далее. Замечу: то же самое мы обязаны были писать и про Талибан. Теперь послов Талибана встречают в Кремле водкой и бутербродами с салом. Возможно. Сожрут и это.
Но развитие человеческой цивилизации не остановить. Поэтому из мелких мошенников выросли вполне себе конкретные урки. Со своим уставом, естественно. И со своим нахрапом. Поэтому неприятие воровского новояза стало караться штрафами и сроками.
Даю примеры. И главный из них – СВО. Карательные меры за дискредитацию армии и за дискредитацию всего вообще. Скажу вам так: лично меня еще не взяли. Хотя я понятие СВО использую только ради того, чтобы выпендриться. Для меня это война. И для большинства жителей России. И для тех, кто жил в России до нас. Для составителя и издателя главного словаря русского языка Владимира Даля.
Поэтому, когда мне пихнут в морду свежеизготовленный закон насчет войны и СВО, я только спрошу:
- А словарь Даля вы уже запретили? Вы признали лично его иноагентом?
Даю оттуда:
Простите, дал только часть – там слишком много. Кто захочет прочитать, вот он, толковый словарь Даля. Он дал там множество вариантов и описаний войны, но мы с ним сходимся в главном.
Война – это когда очень много людей убивают. Всё, без вариантов.
Дальше, еще раз для примера новояза сегодняшнего. Из новой заметки в Topwar.
“Следственный комитет России возбудил уголовное дело и объявил в международный розыск командира 383-го отдельного полка дистанционно управляемых летательных аппаратов ВСУ Сергея Бурденюка. По данным российской контрразведки, именно этот человек стоит за всеми ударами украинских беспилотников по военным аэродромам российского Минобороны. Украинского полковника обвиняют в совершении нескольких преступлений, в том числе и убийстве российских военнослужащих, совершенном общеопасным способом. Уголовное дело в отношении Бурденюка возбуждено в военном следственном управлении СКР России по Западному военному округу”.
Перевожу на общепринятый русский. Украина на данный момент – наш враг, и находится по отношению к нам в состоянии войны. А вот мы, по отношению к ней, находимся в состоянии СВО. Блин, это не могу перевести!
Но тем не менее. Бурденюк – наш, и мой враг тоже, и должен огрести по полной. Даже вне зависимости от того, является ли война Украины против России преступлением. Поэтому Следственный Комитет объявил его в розыск. Но, учитывая то, что нам самим слабО его разыскать, а ни один международный уголовный комитет, где мы, к сожалению, еще присутствуем, это наше розыскное заявление не примет, получается…что? Пустышка из новояза. Что, честно говоря, печально.
Можно еще? Давайте. Из заявлений Конашенкова:
“Российские войска ВЫСОКОТОЧНЫМ оружием уничтожили пункт дислокации противника”.
Именно высокоточным. На новоязе это означает, что мы никого из мирных жителей Украины при этом не обидели. Хотя, снимки с наших коптеров, с лунными ландшафтами от “хлопков” на территориях, говорят совершенно об обратном. Впрочем, возможно мы скоро узнаем даже о высокоточном автомате АК-74. Какие наши годы?
Можно и дальше, но что-то я устал. В следующий раз.
До свидания, до завтра, пока!