Найти в Дзене
САМЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ

Рубрика «Словесные подборки детективов». «Смерть». Часть 2

Оглавление

Все любят подборки чего бы то ни было: фильмов, сериалов, компьютерных игр и, конечно, книг. А как насчет подборки детективов с такими традиционными для детективных названий словами: смерть, убийство и труп. Авось, так что-то новое, редкое, необычное узнаем. Вперед.

1. Сирил Хейр «Смерть бродит по лесу» (1954)

Аннотация:
Маленькая английская деревушка потрясена чудовищным преступлением. На холме, откуда открывается потрясающий вид, обнаружено тело миссис Пинк. Но кто и почему отнял жизнь у тихой вдовы, зарабатывавшей на жизнь уборкой в богатых домах? Версия ограбления отпадает сразу. Убийца не оставил ни одной улики. Провинциальная полиция в недоумении. И только Фрэнсису Петтигрю удается выйти на след преступника благодаря брошенным вскользь словам мальчишки-свидетеля…

Сирил Хейр — классик детектива. Его книга «Чисто английское убийство», благодаря, в том числе, советской экранизации, хорошо известна в России. Но ничего не слышно о других его детективах. Хороши ли они? Если хоть в половину они также умны и логичны, как «Чисто английское убийство», то это будет весьма приятное чтение. На мой взгляд Сирил Хейр обязательно заслуживает внимание всех, кто интересуется классическим детективом. Как говорится, не Агатой едины.

-2

2. Энн Грэнджер «Смерть на заброшенной ферме» (2009)

Аннотация:
На заброшенной ферме, где много лет назад было совершено двойное кровавое убийство, под кучей тряпья найден труп молодой девушки, задушенной более тридцати часов назад. Детектив Джесс Кемпбелл установила, что в день обнаружения тела по дороге от фермы на большой скорости мчался неизвестный в округе серебристый «мерседес». Если в нем находился убийца, то зачем он вернулся на ферму спустя столько времени, а если это важный свидетель, то ему угрожает смертельная опасность. В любом случае владельца «мерседеса» необходимо как можно скорее найти…

Согласен, аннотация ничего не дает. Автор тоже неизвестен. Стоит ли пробовать?

Есть такой вид детективов, где сюжет максимально приближен к реальности. Никаких тебе железных алиби, экзотических ядов, психологических вывертов и «запертых комнат». Кирпичом по голове и привет. Но, если автор талантлив, даже на таком материале он способен держать читателя в напряжении. Иногда, напротив банальное бытовое преступление таит больше удивительных открытий, чем игры маньяков в кошки-мышки с полицией. Так вот, известно, что книги Энн Грэнджер сравнивают с Кристи, мол, тоже деревенский детектив, но те, кто читал, отмечают, что это сравнение — избитый до дыр рекламный ход, в действительности же романы Энн Грэндж намного более серьезные, тревожные и пессимистичные. Я бы не решился погрузиться в такие омуты, но кому-то такое нравится. А ее названия так и просятся в подборку по словам: «Хорошее время для убийства», «Прекрасное место для смерти». Поскольку сами подборки задумывались в том числе ради открытий и разнообразия, вот вам новый автор. Слышали про такого?

-3

3. Джайлз Брандрет «Оскар Уайльд и смерть, не стоящая внимания» (2007)

Аннотация:
На закате лета 1889 года будущий классик британской литературы, Оскар Уайльд, обнаруживает труп Билли Вуда, мальчишки с сомнительной репутацией. Так начинается история, в которой Уайльд возьмёт на себя роль Шерлока Холмса (только-только вышел в свет «Этюд в багровых тонах», герой которого, сыщик-консультант Холмс, произвёл сильнейшее впечатление на великого писателя), Роберт Шерард — писатель и самый известный биограф Уайльда — вынужден будет стать на время доктором Уотсоном, а посильную помощь расследованию окажет сам Артур Конан Дойл.
Джайлз Брандрет органично вписывает в реальную биографию Оскара Уайльда это детективное приключение, стремясь не столько поразить читателя небывалой загадкой, сколько показать своё видение сложной личности, каковой являлся Уайльд.

Лично меня небывалая загадка порадовала бы больше, но аннотация все равно предлагает нечто необычное: детектив вымышленный, зато сыщик реальное историческое лицо. И судя по отзывам, да, детективная линия не поражает воображение, но атмосфера викторианской эпохи передана точно. В общем полноценный исторический полудокументальный детектив.

-4

4. Глэдис Митчелл «Быстрая смерть» (1929)

Аннотация:
Светский прием в богатом поместье Чейнинг-Корт завершается трагедией: убит один из гостей — известный путешественник и археолог. Но не только его гибель шокирует гостей и полицию: знаменитый ученый, выдававший себя за мужчину, оказался… женщиной! Есть ли связь между этой тайной и убийством? Миссис Брэдли начинает собственное расследование, а вскоре в поместье находят мертвой Элеонор — дочь хозяина…

Вот так ну и ну! Надо объяснять, чем цепляет аннотация? Это — во-первых. А во-вторых, Г. Митчелл — это первый состав знаменитого Детективного клуба, наряду с Г. Честертоном, А. Кристи и Д. Л. Сэйерс. Начиная с 30-х годов считается одной из трех лучших писательниц детективного жанра. Ну, и в-третьих, отзывы: бездна юмора и дедукции. А еще ее называют антиподом Д. Д. Карра в том смысле, что у нее нет такой атмосферы мистического ужаса, а напротив, всё довольно солнечно. Сложно представить себе солнечный детектив, но уже интересно, о чем речь. Вообще даже судя по прочитанным по диагонали отзывам, Митчелл — обязательный автор, образцовая классика.

-5

5. Кэролайн Грэм «Смерть под маской» (1992)

Аннотация:
«Смерть под маской» — третий роман из цикла детективных историй об инспекторе Барнаби. В деревне Комптон-Дондо находится загадочное уединенное Поместье, в котором обосновалась коммуна «Золотая лошадь» — духовно-эзотерическое сообщество. Один из основателей коммуны погиб, как полагают, в результате несчастного случая. Обществом руководит всеми уважаемый Иэн Крейги — Учитель, вокруг него и объединились члены коммуны, каждого из которых привела туда своя запутанная история. Однажды во время сеанса перемещения душ происходит страшное убийство, и на сцену выходит знаменитый инспектор Барнаби со своим помощником сержантом Троем.
Хитроумные ходы и нераскрытые тайны, философия дзен-буддизма и разоблаченное мошенничество, богатое наследство, любовь, зависть и искренняя вера — читателя ждет поистине захватывающее чтение, которое держит в напряжении до последней страницы.

Впервые слышу, как про современную писательницу говорят, что она действительно достойно продолжает дело Агаты, и сравнения являются не только рекламой. Книги Кэролайн Грэм написано в традициях классической формы (закрытый круг подозреваемых, подсказки читателю, дедукция), но при этом изрядное внимание автор уделяет психологической составляющей. Этакий усовершенствованный классический детектив. В «Смерти под маской» сюжет позволяет или может даже диктует уделить большое внимание персонажам, их жизненным перипетиям, которые привели их в секту. Рассуждения жителей коммуны могут показаться читателю утомительными и бессвязными, но на самом деле так автор сообщает важную для расследования информацию. Правда финальный гвоздь в крышку гроба убийцы инспектор получает из секретного запроса, ответ на который скрывается от читателя до последних страниц (не самый честный прием), но справедливости ради замечу, что такое нередко встречается и у мэтров прошлого. Так что Кэролайн Грэм несомненно интересный автор, заслуживающая внимание, как одна из немногих современных писателей, проповедующих классический детектив.

Чуть не забыл: а есть еще какие-то детективы со словом «Смерть» в названии?