Евгения Левицки — российский автор, известная читателям по дилогии «Инсайт». Сегодня мы поговорили о ее творчестве и увлечения чуть подробнее.
Читайте в интервью:
— Кем работает Евгения?
— Как она начала писать и как возникла идея «Инсайта»?
— Какую роль в жизни Евгении играет писательство?
— Больше о творческих планах автора.
— Сотрудничество с блогерами, любимая музыка, книги и хобби автора.
— Евгения, здравствуйте! Не так давно я познакомилась с вашей дилогией – «Инсайт» и мне стало интересно, что за человек стоит за таким интригующим произведением. Расскажите немного о себе: на кого вы учились, кем работаете сейчас?
— Здравствуйте, Майя!
Образование у меня естественнонаучное с загадочной и не педагогической специальностью «Географ». Получила я его в Санкт-Петербурге, в РГПУ им. Герцена, правда по специальности ни дня не работала, потому что ещё до учёбы и во время неё занималась продажей напольных покрытий. Это и стало моей основной деятельностью: сначала розничные продажи, потом оптовые, далее проектные (на крупные строительные объекты). Закончилось всё руководящей должностью в HR – подбором персонала и обучению его продажам и искусству переговоров.
— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?
— Мой писательский путь начался внезапно в 2019 году. Мне часто снятся мрачные мистические сны, и один из них я однажды рассказала подруге. Она предложила добавить в рассказ побольше деталей и ещё каких-то героев, чтобы получилась книга. Признаться, я всегда тяготела к размышлениям и придумыванию историй, даже сочинения хорошо писала в школе, но никогда не думала о том, чтобы как-то использовать это в жизни. Периодически я сочиняла художественные миниатюры и выкладывала их на своей страничке в ВК. Друзья хвалили и кому-то мои тексты нравились, но делать из этого что-то большее мне даже в голову не приходило. Казалось, что писателями становятся исключительно люди со специальным образованием. Предложение подруги заставило меня задуматься и начать писать книгу просто потому, что мне это интересно и приятно. Я подошла к этому занятию обстоятельно и ответственно: составила план, написала биографии героев, проработала физику мира, его законы. Так начались мои первые серьёзные шаги в качестве автора. Так и начался «Инсайт».
— Для вас писательство хобби или нечто большее?
— Поначалу это было увлечением – примерно первые полгода, когда я только собирала полезную информацию и продумывала детали, прорабатывала психологию героев. Но как только я плотно села за сам текст, то отнеслась к нему, как к любой своей работе. Мне не приятно делать что-то спустя рукава. Если я обучаю человека, то обучаю на 100%. Если завершаю проект, то до последней подписанной накладной и отзыва от заказчика. Если пишу книгу – то делаю это настолько идеально, насколько могу на сегодняшний день. Так что писательство довольно быстро стало для меня серьёзной задачей. Я писала каждый вечер, нередко и ночами. «Инсайт» не давал мне спать и есть: я либо писала книгу, либо думала о ней. Это было тяжело, но я ни о чем не жалею. Теперь «Инсайт» – это не просто книга, а целый проект: по нему рисуют фанарты, пишут стихи и фанфики, сочиняют музыку и песни, делают схемы для вышивки и вышивают моих героев. «Инсайт» на 30% переведен на английский язык, и это была инициатива профессионального переводчика. Некоторые талантливые читатели предлагают коллаборации, например, недавно мы запустили новую серию эко-свечей по «Инсайту».
Теперь «Инсайт» - это не только я, но и 4 художника, переводчик, редактор, внимательные бета-ридеры. Я очень серьёзно отношусь к своему проекту, и это чувствует моя аудитория. Я настолько горю «Инсайтом» сама, что им загораются другие.
— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?
— Выражать свои мысли с помощью текста я училась в школе и на книгах классиков. У меня были отличные преподаватели, которые заставляли говорить и писать понятно и грамотно. Вкупе с моим желанием красиво изъясняться и привычкой придумывать истории это дало свои плоды. Конечно, я продолжаю учиться: слушаю мастер-классы от издателей и редакторов, прислушиваюсь к своему редактору, читаю качественную литературу. Также я брала курс сценарного мастерства и под руководством своего куратора начала писать сценарий. Но книга захватила меня сильнее, поэтому курс я заморозила и обучение отложила, чтобы завершить работу над дилогией. Полученные знания были мизерными, но думаю, они мне тоже пригодились.
Кстати, по ходу чтения «Инсайта» заметно, как меняется язык повествования. Дело в том, что на создание дилогии ушло два года, и за это время я натренировалась в писательстве. Во время редактуры мне пришлось вернуться к началу первого тома, и я заметила разницу, но намеренно не стала переписывать первые главы. Мне хотелось, чтобы мой авторский рост был заметен. Не знаю, как читатели, но я его вижу, а это значит, что новые книги будут лучше. Главное – продолжать учиться и совершенствоваться.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое интересное – представлять моих героев, их привычки, походку, голос, вживаться в роль. Каждый мой персонаж – это немножко я. Мне нравится прокручивать в голове сцены, «рисовать» в воображении тот или иной эпизод, мысленно ставить себя на место героя, отслеживать его чувства и реакции. Нравится продумывать все связующие нити и «развешивать ружья». Самое интересное – это разбросать подсказки в тексте так, чтобы читатель не придал им значение, а перечитав книгу ещё раз, заметил, что многие факты были на поверхности.
Самое трудное – описывать романтические и боевые эпизоды. Я не очень романтичный человек, поэтому показать чувства героя через действия мне легче, чем заставить его говорить об этом или описывать, скажем, сцену поцелуя. Вот совсем не моё. То же касается битв и схваток, хотя оружие – холодное и огнестрельное (особенно, коллекционное) я люблю, но описывать, как его используют по назначению – нет.
— Как вам пришла идея «Инсайта»?
— Как я говорила ранее, сама идея написать книгу пришла внезапно из-за разговора с подругой. Во сне у меня был дом, а в доме – большой портрет с изображением молодого человека. Этот дом часто мне снится (у меня часто бывают повторяющиеся сны), но в одном из них я обнаружила человека с портрета гуляющим по моему дому. Он представился Дарием и рассказал свою историю. Местами она перекликается с той, что рассказывает мой книжный Дарий, но для книги я сделала её более драматичной и сложной.
Изначально никакой философской идеи у «Инсайта» не было, была просто интересная история. Но мой ум требовал размышлений и пользы от книги, а не просто фэнтези, поэтому постепенно история усложнилась и обрела важный для меня подтекст, который ненавязчиво раскрывается через моих героев и их путешествие. Через «Инсайт» я решила поднять несколько важных вопросов: ценность семьи, умение отпускать прошлое, серьёзность наших психологических установок, важность дружбы и честного диалога.
Рабочее название книги было другим. Проект назывался просто «Некромант», но эта история не только о некроманте, поэтому я подобрала более ёмкое слово. Само название – «Инсайт» раскрывается к концу второго тома.
— Легко ли создавались герои и их имена?
— Я люблю латынь и разные буквенные ребусы. Так что имена, названия городов и мест создавались на основе латинского, и других языков из романской группы. Кое-где буквы поменяны местами. Внимательные увидят в этом много интересных отсылок.
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— Рукопись создавалась почти 2 года. Первые полгода я работала над планом и анкетами героев, остальные полтора – над текстом.
Самой сложной для меня была финальная глава. Мне так сильно не хотелось расставаться с этой историей и отпускать ее героев, что я никак не могла закончить работу над рукописью. Последняя главу дописывала примерно 3 месяца.
— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?
— Мне не нравится заниматься продвижением, это очень сильно меня выматывает. Я была гораздо продуктивнее в работе над рукописью, когда писала «в стол», когда у меня не было группы в ВК и мне не нужно было поддерживать в ней активность. Я много лет занималась продажами и, хоть серьёзно преуспела в этом искусстве, внутренне чувствую, что эта деятельность – не моя стихия. Это наработанный навык, но не то, чем я люблю заниматься.
К сожалению, продвижение книг и собственного бренда – это те же продажи. Я ушла от них в HR, но они остались со мной из-за моего творчества. Я бы с радостью отдала эти задачи блогерам, менеджеру или любому другому продвиженцу, т.к. это вообще отдельная работа, но пока у меня нет такой возможности. Писать тексты и заниматься маркетингом – это две разные полноценные работы. У меня все спрашивают про новые книги, но если я продвиженец, то я не писатель. И наоборот.
Иногда блогеры просят мои книги на обзор сами. Иногда я предлагаю им. Все примеры сотрудничества были позитивными: «Инсайт» вызывает хороший отклик у людей. Знаю, что и Руграм отдавал мои книги на обзор, и тот опыт тоже был удачным.
— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Вы тоже делали боксы по своей книге. Понравился ли вам этот опыт?
— Мне нравится создавать открытки, закладки, свечи. У меня несколько постоянных художников, которые рисуют иллюстрации и помогают мне с оформлением. Мне нравится собирать подарки блогерам или читателям, победившим в конкурсе, потому что в этом искусство. Каждую книгу и мерч я подписываю и упаковываю с любовью.
Одна боль: это очень дорого, а также требует много времени и сил. Поэтому, если я кому-то предложила бокс, значит, это важный для меня человек.
— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?
— Совсем недавно я написала новый рассказ, который выйдет в Rugram осенью 2023 года в мистическом сборнике «Под тенью реальности». Рассказ называется «Старая кирха» и в его основе лежит нескольких реальных фактов.
Сейчас я пишу третий том – приквел к «Инсайту», т.е события «до» тех, что происходят в первых двух книгах. Также я собираю материалы для новой истории в новом для меня жанре – фольклорное фэнтези.
Также у меня есть мой недописанный сценарий. Он разбит на биты (сюжетные поворотные точки), но эпизоды прописано слабо. Я хочу перенести действие в Петербург начала XX века. Получится такой модерн. Отдаленным референсом к этой истории выступает сценарий «Серый автомобиль», по которому снят фильм «Господин оформитель».
Но для начала – третий «Инсайт» и новая фолк-история. Я не пишу одновременно несколько книг, меня это сбивает. Если я горю одной идеей, то горю ей полностью.
— Есть ли у вас писательские страхи?
— Иногда я переживаю, что мне не хватит сил, опыта или таланта, чтобы написать то, что я задумала.
Ещё мне страшно, что у меня закончатся идеи. Я не из тех авторов, которые могут выдавать по одной книге в год. Мне нужно время, чтобы хорошенько обдумать историю, сбалансировать её. В конце концов, она должна иметь для меня особую важность. Это в каком-то смысле терапевтическая работа.
— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?
— Я стараюсь успевать читать, потому что это меня наполняет. Я не смогу писать свои книги, если не буду читать чужие. Мне нравятся прогулки и путешествия, они тоже очень вдохновляют, так что это обязательно. И музыка. Я люблю ее слушать, сочинять и просто музицировать в свободное время. Музыкальное образование позволяет это делать: я пианист в прошлом, и дома у меня есть инструмент для поддержания навыка. Иногда я рисую, но рисунки никому не показываю.
— Дайте небольшую рекомендацию по вашим любимым книгам.
— Мой любимый писатель – Оскар Уайльд. Его ирония, сатира, стиль и вкус неподражаемы! У него стоит читать всё. Из наших люблю повесть «Судьба человека» М. Шолохова, даже сочинение на краевой конкурс по нему писала. А в целом, я люблю классику - Лермонтова, Стивенсона, Майна Рида, Дюма, Гессе. Из того, что прочла недавно – книга моего редактора А. Перковой «Стерегущие золото грифы», очень достойное этническое фэнтези.
— Любимые музыкальные исполнители?
— Estatic Fear – дум-металл-проект австрийского композитора Маттиаса Коглера. Он, как и я любит «тягучий» металл, лютневую музыку и латынь, которые активно использует в своих произведениях. Английская группа Paradise Lost – люблю их за музыку, глубокие тексты и вокал. Немецкая команда Haggard – отличный оркестр и очень оригинальная подача.
Из классики – И.С. Бах и Эдвард Григ.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Друзей-авторов очень много. Я считаю, что наша сила – во взаимной поддержке. Книга – это не автомобиль, который покупается на много лет, отчего производителям важно, чтобы клиенты выбирали их бренд. Книги люди читают постоянно. Книжный голод заставляет их потреблять много, очень много книг. Вот, к примеру, когда нам понравился один фильм, что мы делаем? Ищем похожий. С книгами так же, так что обмен аудиторией только помогает.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— В первую очередь – это моя семья. Мой папа – офицер пограничных войск, всю жизнь служил на границе, а мама – настоящая боевая подруга, везде с ним по заставам. Это очень тяжело: частые переезды, жизнь на чужбине в сёлах, вокруг которых глухая тайга, разбитые дороги и другая страна за забором. Я бы так не смогла.
Еще я восхищаюсь своей сестрой – она кандидат биологических наук. Три года ночами она ловила определенный вид бабочек, а днём занималась их определением и открыла совершенно новую! Для меня это пример кропотливой, самоотверженной и тщательной работы. Она очень умная, мой герой.
Из писателей, пожалуй, отмечу Джоан Роулинг, которая несмотря на отказы издателей очень верила в свои книги и не сдавалась. Вообще, ценю упорство в людях.
Меня искренне вдохновляет Наталия Орейро! Не то, чтобы я любила всё её творчество, мне оно не во всем близко, но в ней самой столько энергии, что невольно сам заряжаешься её жизнелюбием и идёшь сворачивать горы.
Люблю творчество группы Paradise Lost не только за оригинальность и профессионализм, но еще и за то, что ее участники не следуют проторенной дорогой, а постоянно пробуют что-то новое. С риском отпугнуть наработанную годами аудиторию и остаться непонятыми, они постоянно экспериментируют со звуком, с подачей, вокалом. Их часто критикуют за это, и фанаты порой негодуют из-за резких перемен в звучании. Но, в отличие от многих других команд, PL не пытаются заработать денег на том, что точно будет принято с восторгом, а идут новыми путями, потому что в этом – искусство и творчество. Очень уважаю.