Найти в Дзене
Пруста Хруст

«Бронепароходы»Алексей Иванов, рецензия

Мне казалось, что я более-менее разобрался в общей картине Гражданской войны. Моими проводниками были историки, лекторы, писатели. Шолохов, Пастернак, Булгаков своими романами помогли понять психологию людей того времени, глазами казаков, белогвардейцев, большевиков, эсеров, крестьян, дворян, рабочих посмотреть на те страшные исторические события под разными углами. Однако и Алексею Иванову удалось своим трудом дополнить эту картину, внести свою деталь пазла, а именно перенести читателя в 1918-1919 гада, на реки Волгу и Каму, где все враждующие стороны имели свои флотилии речных судов, подготовленные для боя, оборудованные пушками, пулеметами и бронёй. Сюжет: С первых глав мы становимся свидетелями того, как князя Михаила Романова везёт на расстрел чекист Жужгов. Этот красноармеец любит не расстреливать, а везти на расстрел. Расстрел слишком быстро, хлоп и всё. А вот пока везёшь жертву, можно насладиться властью, которая пьянит лучше водки.  Распоряжение о расстреле Жужгову дал Гань

Мне казалось, что я более-менее разобрался в общей картине Гражданской войны. Моими проводниками были историки, лекторы, писатели. Шолохов, Пастернак, Булгаков своими романами помогли понять психологию людей того времени, глазами казаков, белогвардейцев, большевиков, эсеров, крестьян, дворян, рабочих посмотреть на те страшные исторические события под разными углами.

Однако и Алексею Иванову удалось своим трудом дополнить эту картину, внести свою деталь пазла, а именно перенести читателя в 1918-1919 гада, на реки Волгу и Каму, где все враждующие стороны имели свои флотилии речных судов, подготовленные для боя, оборудованные пушками, пулеметами и бронёй.

Сюжет:

С первых глав мы становимся свидетелями того, как князя Михаила Романова везёт на расстрел чекист Жужгов. Этот красноармеец любит не расстреливать, а везти на расстрел. Расстрел слишком быстро, хлоп и всё. А вот пока везёшь жертву, можно насладиться властью, которая пьянит лучше водки. 

Распоряжение о расстреле Жужгову дал Ганька Месняков - профессиональный революционер, чекист, человек, который всю жизнь мечтал выделиться. И вот он шанс заявить о себе, вписать своё имя в историю, ведь князей ещё никто не расстреливал.

На следующий день, после казни палачи обнаруживают, что тело Великого князя Михаила пропадает. Непостижимым образом Романов выживает и попадает на борт буксира «Левшино», капитаном которого является пожилой мужчина, старой закалки, опытный и благородный Иван Диодорович Нерехтин. Выходить князя и спрятать его от большевиков помогает дочь владельца судоходной компании Катя Якутова.

Жених Кати, Роман Горецкий - молодой, красивый, статный капитан речного парохода, которому выпадает шанс изменить своё положение, выбраться в высшую лигу. Ему доверяют транспортировать золотой запас страны.

Также у Кати есть младший брат Алёшка, пятнадцатилетний парнишка, мечтающий стать инженером речных судов. Алёшка случайным образом знакомится с тайным агентом нефтяной компании «Бранобелей»азербайджанцем Хамзатом Мамедовым. Когда-то Хамзат спас жизнь, а в дальнейшем стал главой службы безопасности знаменитого и выдающегося инженера Владимира Шухова. Теперь Мамедов берёт под свою опеку талантливого юнца, в котором видит будущего изобретателя и обещает познакомить его с товарищем Шуховым.

«Ему нравилось, когда что-то созидается. Но созидают не месторождения, не машины и не коммерческие компании. Созидают люди. Очень редкие люди. Их меньше, чем залежей нефти. Сам он, конечно, не был таким человеком, но работал как раз для таких людей — для Нобеля, Шухова, Губкина»

Но в планы наших героев вмешивается Гражданская война и путает все карты.

Особенности романа:

Можно ли считать особенностью романа, его объём (700 стр., 28 часов в формате аудио), вряд ли, но о множестве сюжетных линий обмолвиться стоит. Моя аннотация не затронула и десятой части главных героев. Одних исторических личностей в романе задействовано около десятка. От князя Михаила до Льва Троцкого, от писательницы Ларисы Рейснер до адмирала Колчака.

И стоит заметить, что в начале может показаться, что персонажей слишком много и все они переплетаются и путаются с названием судов. Но со временем все имена собственные пропускаются словно через сито и остаются ключевые лица. Надо только немного подождать.

Второй важной особенностью становится обилие терминов обозначающих конструкцию речных судов. Кто знаком с творчеством Иванова, могли заметить эту особенность, например, в «Золоте бунта». На моё восприятие текста это никак негативно не сказалось, наоборот, вызывало восхищение, насколько писатель погружен в тему. К тому же Иванов из семьи владельцев судостроительной компании и про пароходы, баржи, буксиры ему должно быть известно много.

К плюсам могу также отнести характеры героев. Хоть мне и показалось, что Алексей Иванов яро ненавидит большевиков и преподносит их безжалостными, наглыми, подлыми палачами-фанатиками, готовыми ради власти на всё, однако и в целом, положительных героев, за которых начинаешь переживать, можно пересчитать на пальцах одной руки. Каждый из них не без греха. К некоторым моё отношение со временем диаметрально изменилось.

Например, молодой капитан Роман Горецкий, предстаёт перед нами предприимчивым молодым человеком, который мог жениться на красавице, дочке владельца судоходной компании. Он всегда исправно нёс службу и стремился построить карьеру. Его замечают и доверяют важную миссию, транспортировать золотой фонд страны. Судьба подбрасывает шанс присвоить, украсть, спрятать часть этого фонда без свидетелей. Искушение слишком велико. Постепенно эта идея овладевает им и мы видим, как человек меняется, как меняется его душа, мысли, поступки, как он становится одержим своей целью, в кого он превращается и к чему это приводит. И мне было очень жаль этого персонажа, каждый из нас о чем-то мечтал и видел, как рушатся надежды. Поэтому чувства капитаны мне были очень понятны. 

И капитан Горецкий не единственный, кого война меняет, выворачивает на изнанку.

«Иван Диодорович уже понял: в бою нет хороших и плохих, нет правых и виноватых, а есть одно только желание уничтожить противника. Жалость, недоумение или раскаянье — всё это не для боя. Война не нуждалась в горьком опыте жизни. А человек не имеет ничего, кроме опыта. Опыт созидает душу. И таким, какой он нужен для войны, Иван Диодорович был сам себе чужим, как вор».

Сам Иванов рассказывал, что «Бронепароходы» идеально подходят под аудиоформат. И надо отдать должное чтецу Сергею Бурунову. Если бы за начитку книг давали премии, то Бурунов бы был удостоен их всех. Как же профессионально он голосом, интонацией, акцентом, говором передаёт характер, чувства и эмоции героев. Здесь произошла та самая химия, талантливый писатель пишет добротную книгу, и харизматичный актёр её озвучивает. Восторг.

Концовка. В финальной части книги описывается батальная сцена. Сцен речных сражений в романе много и все они подробно, ярко и драматично прописаны. Развязка меня впечатлила (я не совсем понял, как это произошло, но меня всё устроило). Глаза были на мокром месте, а в горле стоял ком. Хочется поблагодарить Иванова, но не могу сказать за что, чтобы не спойлернуть. 

«Леденея, он понял: сколько он ни отбивался, смерть всё равно проникла на его пароход — как в том бою, когда погибла Дарья… Смерть — она здесь, на борту, и она хочет жрать. Но жуткое ощущение чужого злобного присутствия только ожесточило Нерехтина. Здесь командует он — капитан, а не какая-то приблудная тварь»

#бронепароходы #рецензия