Найти тему
Лахта Центр

ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ: ОСЕНЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

#высокийслог

Осень — особое время года, которое всегда привлекало и вдохновляло творческих людей. Доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Ефремов предлагает вспомнить пять знаковых «осенних» произведений русских классиков.

Александр Пушкин. Осень. 1833

-2

Это неоконченное стихотворение создано во вторую Болдинскую осень — один из наиболее плодотворных периодов жизни поэта. В это же время написаны «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…». «Осень» смело можно назвать самым известным русским поэтическим текстом об этом времени года.
Стихотворение состоит из одиннадцати восьмистиший и финального моностиха, задающего высокую философскую ноту: «Куда ж нам плыть?». Пушкин любил осень больше других времен года, и эта любовь просвечивает через весь текст: «В ней много доброго…». Осень — пора творчества, «лирического волнения», когда красота окружающего мира предстает в животворящем виде — «очей очарованье!».

Читать:
https://vk.cc/cqF6x1

Федор Тютчев. Есть в осени первоначальной… 1857

-3

Стихотворение — классический образец «чистого искусства», русской пейзажно-философской лирики, соединяющей в себе реализм и романтизм.
Тютчев описывает начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». «Импрессионизм поэта» (определение Валерия Брюсова) связан с фиксацией краткого мига, запечатления мельчайших деталей («Лишь паутины тонкий волос блестит…»), влияющих на лирическое настроение созерцателя. Троекратный повтор многоточия рождает недосказанность, незавершенность текста, создавая простор для личных ассоциаций и переживаний читателя. Умиротворение и спокойствие царят в этой тютчевской ранней осени.

Читать:
https://vk.cc/cqF6y1

Иван Бунин. Антоновские яблоки. 1900

-4

Рассказ, написанный на рубеже веков, посвящен двум темам: деревенской осени и быту поместного дворянства.
Произведение считается одним из главных одорических (связанных с запахом) текстов русской литературы. По воспоминаниям Бунина, поводом для его написания послужила поездка в имение брата, где литератора поразил разлитый по всему саду запах антоновских яблок, ставших в художественном пространстве символом не только урожая и осени, но и традиционной деревенской жизни.
В рассказе нет привычного сюжета, есть только жизненный цикл усадьбы, наполненный чувствами и эмоциями лирического героя, запахами и звуками деревенского быта. Бунин, гордившийся своим уникальным зрением и слухом, использует и синестетические, задействующие одновременно несколько органов чувств, образы, например — «прозрачная, ледяная, тяжелая вода». Взросление самого повествователя словно отражается в зеркале осеннего яблоневого сада.

Читать:
https://vk.cc/9SlURO

Михаил Пришвин. Рассказы об осени. 1920–1930

-5

Короткие детские, охотничьи и натурфилософские рассказы, заметки и наброски Пришвина в 1935 году были собраны в отдельную книгу «Календарь природы», состоящую из четырех частей, соответствующих временам года.
В разделе «Осень» Пришвин раскрывается как уникальный, с особой поэтикой «певец русской природы». Никто ни до, ни после Пришвина так пристально, подробно и непрерывно не описывал русскую природу в ее мельчайших деталях. Отчасти в таком внимательнейшем пристрастии к деталям окружающего мира виновата его страсть — фотографирование. Отметим, что Пришвин одним из первых писал публицистические статьи о защите природы, заложив основы современного экологического сознания.
Однажды Пришвин заметил в дневнике: «Мне не надо в церковь ходить, мне всё дано в нерукотворной природе». Природа для него была хранилищем смысла мироздания.

Читать:
https://vk.cc/cqF6BC

Константин Паустовский. Желтый свет. 1936

-6

Жанр этого произведения — развернутая пейзажная зарисовка. Его композиция определяется изменениями в восприятии осени главным героем. Художественное пространство текста постоянно пульсирует: от комнаты и сада к осенним рекам, лесам, полям, затем до описания кленового листочка и обратно к саду, живописным опушкам и нивам. Такая пульсация задает ритм текста. Паустовский виртуозно работает с цветописью и светописью (главный — желтый свет), а также звукописью («очень чистые и точные звуки осенней земли»).

Читать:
https://vk.cc/cqF6Dm

-7