#высокийслог
Осень — особое время года, которое всегда привлекало и вдохновляло творческих людей. Доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Ефремов предлагает вспомнить пять знаковых «осенних» произведений русских классиков.
Александр Пушкин. Осень. 1833
Это неоконченное стихотворение создано во вторую Болдинскую осень — один из наиболее плодотворных периодов жизни поэта. В это же время написаны «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…». «Осень» смело можно назвать самым известным русским поэтическим текстом об этом времени года.
Стихотворение состоит из одиннадцати восьмистиший и финального моностиха, задающего высокую философскую ноту: «Куда ж нам плыть?». Пушкин любил осень больше других времен года, и эта любовь просвечивает через весь текст: «В ней много доброго…». Осень — пора творчества, «лирического волнения», когда красота окружающего мира предстает в животворящем виде — «очей очарованье!».
Читать: https://vk.cc/cqF6x1
Федор Тютчев. Есть в осени первоначальной… 1857
Стихотворение — классический образец «чистого искусства», русской пейзажно-философской лирики, соединяющей в себе реализм и романтизм.
Тютчев описывает начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». «Импрессионизм поэта» (определение Валерия Брюсова) связан с фиксацией краткого мига, запечатления мельчайших деталей («Лишь паутины тонкий волос блестит…»), влияющих на лирическое настроение созерцателя. Троекратный повтор многоточия рождает недосказанность, незавершенность текста, создавая простор для личных ассоциаций и переживаний читателя. Умиротворение и спокойствие царят в этой тютчевской ранней осени.
Читать: https://vk.cc/cqF6y1
Иван Бунин. Антоновские яблоки. 1900
Рассказ, написанный на рубеже веков, посвящен двум темам: деревенской осени и быту поместного дворянства.
Произведение считается одним из главных одорических (связанных с запахом) текстов русской литературы. По воспоминаниям Бунина, поводом для его написания послужила поездка в имение брата, где литератора поразил разлитый по всему саду запах антоновских яблок, ставших в художественном пространстве символом не только урожая и осени, но и традиционной деревенской жизни.
В рассказе нет привычного сюжета, есть только жизненный цикл усадьбы, наполненный чувствами и эмоциями лирического героя, запахами и звуками деревенского быта. Бунин, гордившийся своим уникальным зрением и слухом, использует и синестетические, задействующие одновременно несколько органов чувств, образы, например — «прозрачная, ледяная, тяжелая вода». Взросление самого повествователя словно отражается в зеркале осеннего яблоневого сада.
Читать: https://vk.cc/9SlURO
Михаил Пришвин. Рассказы об осени. 1920–1930
Короткие детские, охотничьи и натурфилософские рассказы, заметки и наброски Пришвина в 1935 году были собраны в отдельную книгу «Календарь природы», состоящую из четырех частей, соответствующих временам года.
В разделе «Осень» Пришвин раскрывается как уникальный, с особой поэтикой «певец русской природы». Никто ни до, ни после Пришвина так пристально, подробно и непрерывно не описывал русскую природу в ее мельчайших деталях. Отчасти в таком внимательнейшем пристрастии к деталям окружающего мира виновата его страсть — фотографирование. Отметим, что Пришвин одним из первых писал публицистические статьи о защите природы, заложив основы современного экологического сознания.
Однажды Пришвин заметил в дневнике: «Мне не надо в церковь ходить, мне всё дано в нерукотворной природе». Природа для него была хранилищем смысла мироздания.
Читать: https://vk.cc/cqF6BC
Константин Паустовский. Желтый свет. 1936
Жанр этого произведения — развернутая пейзажная зарисовка. Его композиция определяется изменениями в восприятии осени главным героем. Художественное пространство текста постоянно пульсирует: от комнаты и сада к осенним рекам, лесам, полям, затем до описания кленового листочка и обратно к саду, живописным опушкам и нивам. Такая пульсация задает ритм текста. Паустовский виртуозно работает с цветописью и светописью (главный — желтый свет), а также звукописью («очень чистые и точные звуки осенней земли»).
Читать: https://vk.cc/cqF6Dm