В наше время огромной популярностью пользуются мотоциклы, которые могут достойно ехать не только по ровному асфальту, но и по грязным просёлочным дорогам. Имя такому классу мотоциклов – «туристический эндуро».
Сейчас такие модели являются наиболее практичными, поэтому их выбирает большинство мотоциклистов, однако, так было не всегда. Популярность пришла к этим мотоциклам после успеха знаменитой ралли-гонки «Париж-Дакар», но как это было?
Начало истории
Известная гонка на выносливость по бескрайним просторам африканских пустынь была организована и проведена после интересного инцидента. В 1977 году гонщик Тьерри Сабин участвовал в другом мотоспортивном мероприятии, суть которого была абсолютно той же – доехать от точки «А» до точки «Б», пробираясь сквозь въедающийся в глаза песок.
Гонщику не повезло, ведь он не смог рассчитать маршрут и заблудился прямо во время заезда. К счастью, его успели спасти, но он настолько вдохновился приливом адреналина и красотами Ливанской пустыни, что решил дать этому логичное продолжение.
Уже спустя год была проведена первая гонка «Париж-Дакар». К слову, сначала она называлась по-другому – «Oasis Rally». Маршрут гонки обладал протяжённостью около 12.000 км, а гонщикам предстояло проехать через несколько точек, чтобы в конечном итоге добраться до столицы Сенегала – Дакара. Некоторая часть маршрута проходила через пустыню Сахара, рядом с которой нет населённых пунктов, что повлекло за собой несколько смертей потерявшихся гонщиков.
Причастность мотоциклов к самой сложной гонке мира
Гонка подразумевает участие нескольких классов транспортных средств, в том числе автомобилей и мотоциклов. Последние принимали участие в марафоне с самого его открытия. По началу ассортимент моделей-участниц был очень широк, но самым популярным байком стал «Yamaha XT500».
К слову, подобные байки не подходили под длинный маршрут на выносливость, который требовал больших скоростей и невероятной надёжности модели. Именно это повлияло на дальнейшую историю мотостроения, ведь в 1980 году компания «BMW» смогла создать универсальный мотоцикл, который идеально подходил для заезда на выносливость. Кстати, сейчас такие мотоциклы именуют «туристическими эндуро».
Ралли по-немецки
Прародителем этого класса стал «BMW R80 G/S». Его особенность состояла в том, что он являлся серийным мотоциклом, а не гоночным прототипом. Инженеры доработали обычный мотоцикл, сделав его наиболее подходящим для участия в гонке.
Три модели мотоцикла приняли участие в марафоне уже в 1981 году, сразу же завоевав первое, четвёртое и седьмое места. Это стало лишь началом успешного развития модели, которая год за годом побеждала в гонке, активно при этом дорабатываясь.
Конкуренция гигантов
После ошеломительного успеха гонки компания «Honda» решила принять в ней участие на собственной модели «XL 500R», но не смогла занять призовые места, остановившись лишь на шестом. К слову, спустя год японские мотоциклы всё же смогли ступить на подиум, но немецкие конкуренты в этой гонке участия не принимали.
После долгих раздумий компания пришла к выводу, что соревноваться с немецким гигантом на текущей модели бесполезно, поэтому перед инженерами была поставлена сложнейшая задача. Разработать байк, который станет лучше «G/S». Цель была выполнена, поэтому совсем скоро на стартовой линии очередного заезда красовались японские модели «NXR 750», разработанные спортивным подразделением «Honda». Мотоцикл превзошёл конкурента, который долгое время считался непобедимым. Японский байк 4 года подряд удерживал статус чемпиона, побив рекорд ралли того времени.
Однако, «NXR 750» не имел гражданской версии, а после ошеломительного успеха гоночной модели инженерами было принято решение создать новую модель, которая будет отсылать к легендарному покорителю Дакара. Такой чести удостоилась «Africa Twin». Она обладала деталями от разных моделей марки, но основной упор был сделан на схожесть с гоночным прототипом, причём как снаружи, так и внутри. Уже в мае 1988 года первая версия гражданской реплики «NXR 750» стала доступна покупателям, после чего обзавелась ещё одним поколением и огромным количеством поклонников.
Свержение японского короля ралли
Японская компания «Yamaha» на протяжении долгих 11 лет тщетно пыталась покорить Дакар и сместить чемпионов, но ничего не получалось. Модель «Tenere XT 600Z» неплохо продавалась и имела 2 поколения, но не была исключительно новой, ведь представляла собой «раздутый» «Dual Sport».
Вместе с этим японцы пытались разработать байк, который сможет потеснить чемпионов марафона, но успех долгое время обходил компанию стороной. Однако, упорство инженеров принесло свои плоды в 1989 году, ведь именно тогда вышла совершенно новая модель, которая носила название «XTZ 750 Super Tenere». «Сердцем» модели стала рядная «двойка» мощностью 75 сил. Тормозная система подразумевала наличие двух дисков на переднем колесе, а объём бака составлял 26 литров.
Именно эта модель послужила основой для гоночного прототипа, который смог занять все три призовых места в ралли-заезде уже в 1991 году, осуществив тем самым мечту своих создателей. Этот байк в период с 1991 по 1998 год занял первое место в семи заездах из восьми, лишь однажды уступив чемпионский титул мотоциклу компании «Cagiva».
Современность
На рубеже веков популярность некогда самых желанных мотоциклов класса «турэндуро» начала сходить на нет, что повлияло на закрытие производства «Yamaha Tenere» и «Honda Africa Twin». К этому добавился и новый регламент гонки, который ограничил мощность моторов для мотоциклов до 450 кубов. Всё это повлекло за собой отказ нескольких мотопроизводителей от участия в гонке, поэтому с 2001 по 2019 год включительно компания «KTM» смогла завоевать 18 чемпионских титулов подряд, установив абсолютный рекорд.
Стоит сказать, что в 10-х и 20-х годах 21 века интерес общественности к туристическим эндуро стал расти, а новые модели стали отсылать к настоящим легендам этого класса.