Найти тему
Азербайджан - страна огней

Почему в Дагестане так много азербайджанцев?

Если не считать временных трудовых мигрантов, то в России живет более 600 тысяч азербайджанцев, которые являются ее гражданами. Большинство из них предпочитает обе столицы, а также нефтедобывающие регионы Западной Сибири. Так сложилось исторически, ведь Азербайджан долго был единственным источником нефти для империи и СССР, а потому сибирские месторождения осваивали при помощи бакинских профессионалов.

Иными словами, это люди, которые приехали сюда в советское время. Но есть у нас и свои, коренные азербайджанцы, что живут в нашей стране испокон веков. Это уроженцы Южного Дагестана, которые являются шестым по численности народом республики. Согласно данным переписи населения 2010-го года, их было более 130-ти тысяч человек. Сейчас, вероятно, немного больше.

Давайте расскажем, почему их тут так много, и объясним, как они здесь появились.

Аборигенами Южного Дагестана и, соответственно, Северного Азербайджана, являлись племена лезгинской группы, известные историкам под именем кавказских албанов. Южная их часть впоследствии тюркизировалась и составила основу жителей Азербайджанской Республики. Поэтому в каком-то смысле, азербайджанцы в Дагестане являются местными уроженцами, ведь албаны их непосредственные предки.

-2

Но если говорить об азербайджанцах-тюрках, то они в значимых количествах появились здесь в 11-м столетии, в эпоху высокого средневековья. Те или иные сельджукские династии на Южном Кавказе и в Иране стремились контролировать Дербент, который был ключом в Восточную Европу. По суше и по морю с ней исторически велась активная торговля.

Независимо от того, кому конкретно подчинялся город и его округа, в эпоху войн державы Хулагуидов и Золотой Орды доля тюркского населения здесь постоянно росла. В 14-16-х веках Дербент был отдельным эмиратом, но тесно связанным с южно-кавказским государством Ширван. Некоторые тюркские племена поселились там уже в то время, благодаря чему азербайджанское наречие быстро стало здесь разговорным.

Тем не менее, массовое присутствие азербайджанцев началось здесь после основания державы Сефевидов в Иране, когда Исмаил I взял сначала Баку, а затем и Дербент. Несколько столетий граница Персии проходила по Тереку, а зона влияния тянулась еще дальше на север.

Ради лучшего контроля над регионом, здесь были поселены представители тех или иных тюркских кланов. Это была обычная практика у иранских правителей, которые и сами являлись азербайджанцами. Так поступал практически каждый из них, последним был Надир-шах в 1741-м году.

-3

Вскоре после этого от Персии стали отпадать ее отдаленные владения, на Кавказе наступила эпоха азербайджанских ханств. Хоть в Дербентском ханстве преобладали горцы, на престоле сидели те или иные тюркские династии. Многие их представители часто отправляли свои войска на юг, и в качестве добычи приводили домой крестьян из Азербайджана.

Но все равно, прирост тюркского населения во многом зависел здесь от процессов ассимиляции. Особенно подвержены ей оказались горские евреи, таты, даргинцы, лезгины, часть табасаранцев. Т.к. здесь находился всекавказский торгово-экономический центр, многие местные жители со временем переходили на азербайджанский в качестве основного разговорного языка. После этого культурная ассимиляция становилась делом времени.

Позднее часть азербайджанцев по торговым делам поселилась на территории Северного Дагестана, особенно в городе Кизляр. Впрочем, еще в царские времена многие из них из-за смешанных браков растворились среди кумыков. Но их многие их птомки сохраняют свое самосознание по сей день. В качестве примера можно назвать известную спортсменку и журналистку Эмму Гаджиеву.

-4

Благодаря переселению особых этнических групп текереме и карапапахов, существенная часть азербайджанцев Дагестана является суннитами. Тогда как их собратья из собственного национального государства принадлежат к шиитскому течению ислама в подавляющем случае.

Правда, религиозные отличия не мешают взаимопониманию между двумя частями одного народа. Да и в самом Азербайджане количество суннитов постепенно растет, что меняет к нему отношение. Многие начинают воспринимать его, как вторую народную азербайджанскую веру.