- Почему еврейки носят раздельный купальник?
- Чтобы отделить мясное от молочного.
В большинстве российских регионов недавно подошел к концу купальный сезон. На отечественных морских курортах он еще продолжается до конца месяца, а на таких «всесоюзных здравницах», как Турция и Таиланд – и не думает заканчиваться. Жители еврейского государства тоже имеют возможность купаться практически каждый год. Это ли не повод обсудить, какую одежду дозволено использовать на пляже отдыхающим еврейкам?
Разумеется, если этот вопрос задать современным еврейским женщинам, независимо от места их проживания, можно будет услышать много неприятных слов о самом себе, о суровом оскале патриархата и пожелание идти дорогой интересных открытий и подальше, подальше… Светские еврейки давно привыкли одеваться, как они хотят, и религиозные ограничения их не интересуют.
Поэтому сегодня мы поговорим на немного другую тему: о том, какое на этот счет мнение у кондового ортодоксального иудаизма.
Многие осведомлены, что в исламе есть понятие аурат – это та часть тела, которую мусульмане обязаны закрывать одеждой перед посторонними. Она несколько отличается для мужчин и для женщин. У христиан подобной концепции нет, но я слышал высказывание одного священника, который заявил, что православный отличается от неверующего на пляже только наличием крестика, своей трезвостью и, может быть, не таким броским купальным костюмом.
У евреев в данном случае какая-то средняя ситуация. Непосредственно озвученных требований закрывать определенные части тела в иудаизме нет, но есть цниют – довольно конкретные правила скромности. Правда, они могут отличаться в той или иной иудейской общине.
В целом, между ортодоксальными ребе есть некоторый консенсус, насчет того, в каком виде следует загорать или купаться верующим еврейским женщинам. Если на морском курорте есть закрытый, предназначенный специально для женщин пляж, то замужние еврейские дамы и невинные девицы могут использовать купальники, принятые в нееврейской среде. Это, например, бикини, и все такое прочее. То же самое относится к бассейнам, а также общим бассейнам или пляжам, если на них установлены отдельные «женские» часы. В Израиле, а также в ряде иных стран, особенно мусульманских, есть и то, и другое.
Ежели отдельных пляжей или выделенного времени нет, то появляться в обычных открытых купальниках не рекомендуется. С подачи одного из авторитетных раввинов, которого в дальнейшем поддержало немало коллег, на общем пляже еврейкам можно появляться «… в длинном, не облегающем халате с рукавами, предназначенном для купания…»
Некоторые так и поступают, но в Израиле и за его пределами давно появились «кошерные» купальные костюмы для женщин. Их изготавливают из того же материала, что и мужские плавки – это не впитывающая влагу и быстросохнущая ткань. Они в обязательном порядке состоят из шапочки для купания (еврейка, особенно замужняя, должна прикрывать свои волосы), платья до пояса и лосин. Как вариант – шапочки, футболки, лосин. Этот комплект называется идишским словом швимклеид – «купальное платье», поскольку его используют практически одни евреи-ультраортодоксы, которые отрицают возможность использования иврита в жизни и предпочитают говорить на идише.
В обычных условиях верующие евреи полагают, что носить такую одежду нескромно. Но для пляжа, с их точки зрения, вполне пойдет. Израильские производители даже научились при соблюдении всех правил цниют делать купальники красивыми и модными. Правда, жительницы европейских стран с первого взгляда могут и не понять назначение швимклеид и подумать, что это обычная уличная или пляжная одежда. То, что это предназначено для купания, большинство не подумает.
Впрочем, самые-самые упёртые общины полагают, что нельзя выискивать «облегчающие» формулировки, а потому предпочитают халат. Джоэль Тейтельбаум, более известный, как сатмарский ребе, говорил, что даже если женщина носит сверху «скромный» купальник, а снизу – «нескромный», то она все равно грешит.
Правда, религиозные израильтяне, если они и выбираются на побережье, предпочитают ходить только на закрытые пляжи. Там им можно одеваться, как Яхве на душу положит. Местные журналисты любят их втихаря снимать, иногда фото попадают в интернет, но чаще всего это заканчивается официальными извинениями.