Хотя древние римляне были известны своим вниманием к гигиене, античные врачи оказались беспомощны перед инфекционными заболеваниями. Приступы оспы и чумы, свирепствовавшие на протяжении десятилетий, нанесли страшный урон.
На пике своего могущества Римская империя насчитывала около 70 млн. человек, что, возможно, составляло четверть населения Земли того времени. Римляне почти всегда боролись с желудочно-кишечными заболеваниями и малярией, а зимой 165/166г., во время правления императора и философа Марка Аврелия (161-180гг.), они пережили, по-видимому, первую крупную эпидемию оспы.
Целые города опустели
Большинство римлян считало, что они сами занесли чуму в город, разграбив храм Аполлона в Селевкии во время войны с парфянами; на самом деле болезнь, скорее всего, принесли возвращавшиеся с войны солдаты, или же она могла попасть с рабами, привезенными из Африки.
Если верить Галену, одному из самых выдающихся врачей Древнего Рима, болели и молодые, и старые, и богатые, и бедные, но наибольший процент жертв был зафиксирован среди рабов. Симптомы заболевания включали лихорадку, жажду, рвоту, диарею и черную сыпь.
Чума продолжалась примерно до 192г., резко сократив население имперских провинций от Египта до Афин, оставив после себя вымершие города и деревни и способствуя нападениям германских племен, особенно тех, что жили за Дунаем. В одном только Риме в течение некоторого времени умирало по пять тысяч человек в день, а многие города, избежавшие рук варваров, были полностью обезлюжены".
По оценкам современных исследователей, число жертв этой эпидемии составило 10-30% населения империи. Имеются свидетельства значительного замедления экономической активности, например, резкое сокращение вырубки деревьев. Согласно одному из источников того времени, в 172г. римская армия была приведена в упадок и "почти перестала существовать".
Эпидемия также могла ускорить распространение христианства в империи, поскольку эта религия, во-первых, предлагала объяснять всевозможные случаи чумы как божью месть за грехи людей, а во-вторых, пропагандировала определенные модели поведения, что приводило к большей выживаемости ее последователей по сравнению с остальными членами общества.
Чума Юстиниана
Однако Римская империя пережила это потрясение, как и более позднюю чуму Киприана (249-270гг.) – эпидемию геморрагической лихорадки, которая уничтожила 15-25% населения империи. Только последующая пандемия, чума Юстиниана, обычно рассматривается как мощный удар, от которого Рим так и не смог оправиться.
Истоки эпидемии можно проследить до 541г. в египетском городе Пелузиум, недалеко от современного Порт-Саиду, откуда она переместилась в Константинополь, а в 543г. – в Рим и затем попала в Британию. Эта же эпидемия, немного утихнув, вновь вспыхнула в Константинополе в 558г. и еще дважды возвращалась в город – в 573 и 586гг.
Как и более поздняя "черная смерть", чума Юстиниана появлялась, исчезала и возвращалась на протяжении большей части следующих двух столетий. Во время эпидемии в Константинополе Юстиниана царил хаос. Медики были малоэффективны, ритуалы погребения были отменены, и трупы лежали на улицах до тех пор, пока для них не были вырыты братские могилы.
Сколько жителей погибло?
А когда заболел сам император, неподвижность и уныние привели к повсеместным лишениям в этой восточной столице. Несмотря на это не было никаких ограничений для свободного и частого перемещения между римскими провинциями: от Персии до Франции отдельные народы смешивались и заражали друг друга в результате войн или миграций, а следы чумы, способные годами сохраняться в тюках хлопка, распространялись даже в самые отдаленные регионы в рамках беспрепятственной коммерческой деятельности.
Распространение чумы неизменно шло от побережья вглубь страны, и в конце концов достигало даже самых пустынных островов или труднодоступных гор; а те места, которым удавалось избежать первого удара, подвергались заражению на следующий год.
Насколько смертоносной была чума Юстиниана?
В течение трех месяцев в Константинополе ежедневно умирало пять, а иногда и десять тысяч человек; многие города на востоке опустели, а в некоторых областях Италии посевы и виноградники все еще увядали на полях.
Некоторое время назад было установлено, что от четверти до половины населения Средиземноморья погибло в результате этой эпидемии, однако недавнее исследование, основанное на нетекстовых источниках (папирусах, монетах, надписях и палинологии-археологии пыльцы), похоже, ставит под сомнение столь значительную оценку.
Мечта о реконструкции закончилась
Как бы то ни было, именно эта чума положила конец кампании Юстиниана по восстановлению Западной Римской империи, которая за столетие до этого рухнула под натиском германских племен, а на ее месте в Северной Италии возникло королевство лангобардов, пришедшее вслед за предыдущей волной захватчиков.
Конечно, было бы чрезмерным упрощением сваливать окончательное крушение Рима на эпидемию. Тем не менее, масштабы разрушений, которые она оставила после себя, особенно в области финансов и обороны империи, представляются огромными. Отсутствие каких-либо барьеров в социальных и торговых отношениях позволило чуме беспрепятственно распространиться и нанести максимальный ущерб.
Дорогой читатель, больше интересной информации ты найдешь на сайте - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.
Рады, что вы с нами!