Найти тему
Вредный Краевед

Вилеруа&Бох в Крекшино: метлахское совершенство против импортозамещения

Развалины в Крекшино, именуемые усадьбой Черткова В.Г. (а в действительности являющиеся домом В.А. Пашкова), известны прежде всего тем, что там у своего неоднозначного друга в конце 19-начале 20 века бывал Л.Н.Толстой.

Хотите верьте, хотите нет - но впечатлительным туристам ничего не стоит зайти внутрь дома и представить здесь седобородого Льва Николаевича в окружении хитреца Черткова В.Г. и его друзей.

Сам дом, построенные в 80-х годах 19 века, для любителей эстетики разрухи великолепен. И настолько же великолепна керамическая плитка, до сих пор сохранившаяся на стенах и полу, несмотря на то, что крыша дома давно съехала в неизвестном направлении разрушена.

Эта плитка и натолкнула на мысль о маленьком расследовании, целью которого было установить ее родословную происхождение.

Увы, Пашков В.А. не был патриотом отечественной промышленности и при строительстве дома была использована метлахская плитка Villeroy & Boch.

-2

Архитектор не воспользовался имеющимся под рукой прекрасными образцами керамической плитки Бергенгейма или завода "Дзевульский и братья Лянге" (несмотря на фамилии, один производил плитку в Харькове, вторые - рядом, в Славянске Харьковской области). И рисунки обоих производителей были практически одни и те же, и качество не хуже. Но, увы, импортозамещение не входило в планы Пашкова В.А.

-3

Кстати, он потратил на плитку 1 этажа не менее 1000 руб. - из каталога Villeroy & Boch видно, что в среднем сажень однотонной метлахской плитки стоил 37 рублей. То есть участковый полиции в 1890-х годах мог позволить себе купить 1,5 саженей плитки в месяц, а дворник - пол-метра.

-4

Сегодня сажень плитки Villeroy & Boch.стоит около 150 000 руб (70 тысяч квадратный метр) и это не предел. Участковому полиции за месячную зарплату не потянуть 1,5 саженя этой керамической прелести. Возможно, именно это вдохновляет некоторых сотрудников полиции искать дополнительные источники заработка. Все-таки должен сегодня нормальный мужчина приносить домой хотя бы сажень Вилероя и Боха!

По нынешним меркам Пашков В.А. потратил на плитку 1 этажа около 3,7 млн.руб. И это в то время, как плитка Бергенгейма стоила в 2 раза дешевле - по 15 руб. за сажень! Но Пашков В.А. не экономил - собственно, он и пустил своего родственника Черткова В.Г. жить в этот красивый дом, поскольку сам в нем никогда не жил - Василий Александрович владел тринадцатью имениями в девяти уездах различных губерний, а также четырьмя металлургическими заводами на Урале. Ему принадлежало 450 тысяч десятин земли — это пятые по площади частные землевладения Российской империи.

Во время войны в усадьбе был госпиталь, потом клуб и роддом. А потом, как водится, дом сгорел. Такая уж была мода у старых усадеб в России в 90-х годах.

И все, что осталось - теперь можно спокойно лицезреть, отодвинув в сторону высокие заросли крапивы.

P.S.При расследовании в усадьбе ни одна плитка не пострадала.

Удалось использовать отколовшиеся фрагменты и целую стену в ванной, на которой отчетливо видны клейма Villeroy & Boch. Правда. отпечатываются они на цементе в зеркальном порядке, отчего правда открылась не сразу.

-5