Найти в Дзене
САМЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ

Рубрика «Словесные подборки детективов». «Убийство». Часть 2

Все любят подборки чего бы то ни было: фильмов, сериалов, компьютерных игр и, конечно, книг. Но мы же тут по поводу детектива собрались. Поэтому на ваш суд еще одна подборка детективов со «смертью» в названии. 1. Саймон Грин «Убийства на улице богов» (1991) Аннотация:
Даже богов убивают. Хока и Фишер отправляют расследовать преступления, но дело затрудняется не только могуществом богов, но и тем, что у каждого из сотрудников Стражи, работающих на улице Богов, свои тайны, которые они вовсе не собираются разглашать. А одна из этих тайн, возможно, и отвечает на все вопросы. Фэнтези-детектив. Редкий зверь. Действие книги происходит в придуманном мире в средневековом антураже. Волшебство, магия. Колдуны, демоны и другая разная нечисть. Хок и Фишер, супруги Стражники, расследуют смерти Сущностей — это «ожившие» благодаря массовой вере божества. Зацепок мало, версии причудливее одна другой, адепты пострадавших культов не спешат помогать, они либо массово самоубились, либо готовятся к Войне Бо
Оглавление

Все любят подборки чего бы то ни было: фильмов, сериалов, компьютерных игр и, конечно, книг. Но мы же тут по поводу детектива собрались. Поэтому на ваш суд еще одна подборка детективов со «смертью» в названии.

1. Саймон Грин «Убийства на улице богов» (1991)

Аннотация:
Даже богов убивают. Хока и Фишер отправляют расследовать преступления, но дело затрудняется не только могуществом богов, но и тем, что у каждого из сотрудников Стражи, работающих на улице Богов, свои тайны, которые они вовсе не собираются разглашать. А одна из этих тайн, возможно, и отвечает на все вопросы.

Фэнтези-детектив. Редкий зверь. Действие книги происходит в придуманном мире в средневековом антураже. Волшебство, магия. Колдуны, демоны и другая разная нечисть. Хок и Фишер, супруги Стражники, расследуют смерти Сущностей — это «ожившие» благодаря массовой вере божества. Зацепок мало, версии причудливее одна другой, адепты пострадавших культов не спешат помогать, они либо массово самоубились, либо готовятся к Войне Богов. Уже за столь необычный внешний антураж книга заслуживает внимания. Иногда можно и отдохнуть от гениальных великих сыщиков и хитроумных убийц-трюкачей и почитать что-нибудь действительно необычное.

2. Агата Кристи «Убийство в Месопотамии» (1935)

Аннотация:
Сыщик Эркюль Пуаро путешествует. Менее всего он расположен заниматься очередным делом. Однако во время посещения им раскопок там случается необъяснимое убийство супруги главы экспедиции, археолога доктора Лайднера. Маленький бельгиец снова находит работу своим «серым клеточкам».

Агата Кристи не обошла стороной жанр невозможных преступлений и это один из примеров. Правда, Кристи не делает акцент на том, что в романе запертая комната, но тем неожиданней будет разгадка. Этот роман Кристи критикуют как крайне неправдоподобный в части личности убийцы, не в плане технического исполнения убийства, он то как раз единственный кто мог в предложенных загадочных обстоятельствах, а именно его роль в истории. Не мог он скрыть свою настоящую личину, по мнению дотошных читателей. Мой отзыв на роман можно прочитать по ссылке.

3. Рекс Стаут «Книга-убийца» (1951)

Аннотация:
Впервые с этим делом Вульф и Гудвин знакомятся, когда Кремер показывает им листок бумаги с именами вымышленных людей. Список был найден среди бумаг погибшего юриста. Проходит полтора месяца, к Вульфу обращается мужчина — безутешный отец погибшей накануне девушки. Убийца хитёр, умён и очень осторожен. Он уничтожает не только главную улику — рукопись неопубликованного романа, но и всех, кто эту рукопись видел. Ему почти удаётся запутать следы настолько, что прокуратура и полиция уже готовы закрыть дело, и больше к нему не возвращаться. Но Вульф посылать счёт клиенту не торопится…

Что может быть лучше для любого книголюба, чем хорошая книга… о книге. Ни что не ново под луной, а в детективах (особенно современных) особенно часто встречаются переклички с авторами прошлых лет. Вот и эта аннотация мне сразу напомнила «птичьи» детективы Энтони Горовица, в которых сюжет также крутится вокруг книги (сюжет под кодовым названием «книга в книге»). Только Горовиц пошел еще дальше и совместил две реальности: «книжную» и книжную, т. е. предлагает буквально два детектива по цене одного, которые при этом еще и связаны между собой сквозь порталы параллельных вселенных. Про порталы это я как бы для красного словца, если что. Очевидно, что идея у двух авторов одна и та же: книга в книге — это ключ к разгадке, и именно это вызывает жгучий интерес.

4. Себастьян Жапризо «Убийство в спальном вагоне» (1962)

Аннотация:
Инспектор Грацци расследует убийство женщины, которая спала на нижней полке поезда Марсель-Париж. Но после начала следствия появляются новые убитые. И все они — из одного купе.

Автор проходит по ведомству французского психологического детектива или романа-тайны. Привет Буало-Нарсежаку и Бюсси. Это значит, что от романа можно ожидать вообще чего угодно. Не в плохом смысле. Просто автор романа-тайны не связан обязательством абсолютно всей информацией делиться с читателем, как в классическом детективе, кое-что всегда скрыто от читателя и, скорее всего, это «что-то» должно поразить читательское воображение. Что-то схожее с романом-сенсацией из 19-го века, только уровень сенсационности к середине 20-го века, конечно, стал другим. Именно такое впечатление у меня сложилось от этого поджанра детектива, но не от чтения чего-то конкретного, а от всего того, что мне встречалось про это направление. Французский психологический — это мой пробел в детективном образовании и Жапризо один из авторов, кого не стоит пропускать, если есть желание узнать, что за зверь такой — «психологический детектив».

Екатеринбург: Конвер, 1992 г.
Екатеринбург: Конвер, 1992 г.

5. Чингиз Абдуллаев «Почти невероятное убийство» (1989)

Аннотация:
Эксперт-аналитик Дронго живет в ожидании телефонного звонка. Каждый день, каждый час. На этот раз его вызвали в США. Целая цепочка загадочных убийств и никаких следов. Но Дронго знает: преступник всегда оставляет следы, даже если он человек-невидимка…

Чингиз Абдуллаев — редкий русскоязычный автор, кто использовал в своих особенно ранних сюжетах тему невозможного преступления. «Почти невероятное убийство», на что намекает и называние, посвящено расследованию довольно масштабной «невозможности» — убийство на 12-ом этаже с единственным охраняемым выходом и алиби всех находящихся на этаже, плюс вокруг разная охранная электроника, которая обязана сработать на появление постороннего. Еще из особенностей — это политический детектив, мотив убийства вытекает из большого политического расследования, частично основанного на реальных событиях 1980-х годов. Никогда не интересовался направлением политического детектива, но вкупе с «невозможностью», думаю, должно быть интересно.

Баку: Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, 1989 г.
Баку: Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, 1989 г.