Найти тему

Несколько слов о навязанных услугах

Не давно получал карточки нескольких банков. Есть у меня такое хобби - оформлять разные банковские продукты и проводить своего рода потребительское исследование. Вчитавшись в заявление на получение карты одного банка (Спойлер! это был банк Открытие) обратил внимание на такой интересный пункт:

Переводя с банковско-заявочно-юридичекого на русский - согласно данному пункту я как заявитель прошу банк подключить мне услугу СМС оповещений и списывать за это деньги.

Кажется эта уже стандартная практика для банков включать в заявления предложения дополнительных услуг и что же меня смущает?

Отвечу, смущает отсутствие возможности выразить в данном документе несогласие с данной услугой. Понятно, что услуга в 2 нажатия отключается в личном кабинете на сайте банка/ в мобильном приложении или при обращении в контактный центр/офис банка. Но важен сам факт, что банк за меня решил, что я прошу у него подключение данной услуги (не в форме создания заявки на сайте, ни в самом заявлении у меня это не спросили) и будь я не внимательным потребителем, то о подключении данной опции я бы узнал лишь после списания платы за нее, а при крайней степени не внимательности не узнал бы и вовсе отдав не по своей воле банку часть честно заработанных рублей.

Тариф подтверждающий платность услуги
Тариф подтверждающий платность услуги

При этом практика других банков, которые так же впечатывают в заявления пункты о дополнительных услугах, но позволяя в этом же заявлении от них отказаться конечно тоже не радует, но в целом принимается и меньше расстраивает.

Пример относительно добросовестных пунктов из анкеты
Пример относительно добросовестных пунктов из анкеты

Эта наглость банка Открытие натолкнула меня на идею освежить знания по вопросу навязанных услуг. Делюсь этими знаниями с вами:

Дисклеймер - ниже идет юридическая душнота, ссылки на законы и решения судов. Это может травмировать ваше сознание!

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся: <...>
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Не смотря на вышеуказанные запреты, продавцы разного рода товаров и услуг регулярно навязывают услуги своим потребителям. Потребители в связи с этим судятся, вот интересные примеры из практики:

1. Гражданка Б обратилась в Яшкульский районный суд Республики Калмыкия с иском к АО «Автоассистанс» о взыскании денежных средств. Если кратко, то при покупке машины гражданке "допродали" в кредит карту помощи на дорогах фактически навязав данную услугу. В итоге, суд признал данные условия навязанными и взыскал с ответчика плату за услуги и штраф. Решение доступно по ссылке. Нам же интересна следующая выдержка из этого решения:

Включение АО «Автоассистанс» в договор возмездного оказания услуг от 22 мая 2021 года, условия которого заранее определены Обществом в стандартных типовых формах (сертификат, соглашение, Правила) без предоставления Б как заказчику возможности повлиять на его содержание при присоединении к такому договору, положений о невозвращении внесенной платы за услуги при прекращении действия договора, нарушает права потребителя , не соответствует требованиям п . 2 ст . 16 Закона о защите прав потребителей . В связи с этим данные условия договора являются ничтожными.

2. Гражданин Д обратился в Симоновский районный суд города Москвы с иском к МФК «ЦФП» (АО) о признании договора займа исполненным. В данном иске по мимо прочего гражданин заявлял, что при оформлении договора займа ему была навязана услуга страхования. Суд требования гражданина частично удовлетворил и указал следующее:

...условия договора займа не содержат какую-либо информацию о предлагаемой дополнительной услуге страхования и ее стоимости, не предоставляет заемщику возможность самому проставить отметку о согласии либо несогласии на получение дополнительной услуги в виде страхования и сертификатов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до потребителя не была доведена полная и достоверная информация об оказываемых услугах: о возможности выбора страховой организации на выгодных условиях при заключении договора, возможности получения займа без страхования.
При этом, инициатива заключения договора страхования, исходила, именно от Кредитора, однако последний не обеспечил предоставление информации, необходимой для оценки условий дополнительной услуги, реализации права выбора и отказа от нее.

Кроме того, включение в договор условий, ущемляющих пава потребителя образует собой состав административного правонарушения со стороны продавца и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

Если вы пережив всю вышенаписанную юридическую душноту еще тут, то во-первых, лайк вам, а во-вторых вот размышления а тему того, что можно сделать, если вам навязали услуги:

1. Написать претензию продавцу (лучше письменно, и отправить на юр адрес почтой с описью и отслеживанием);

2. Обратиться в Роспотребнадзор (лучше прямо не вставая с дивана через интернет приёмную - ссылка проверенная, самостоятельный поиск сайта ропотребнадзора может привести вас в руки мошенников (но это уже совсем другая история));

3. Если продавец не удовлетворил ваши требования, то обратиться с иском в суд;

Лично я планирую действия банка Открытия прост так не оставлять и буду добиваться привлечения их к административной ответственности. В ближайшие дни подам соответствующие документы. О ходе этой истории буду вас информировать тут и в тг канале, так что подписывайтесь)

Надеюсь руководство открытия после штрафа будет выглядеть так
Надеюсь руководство открытия после штрафа будет выглядеть так