В этой рубрике рассказываю о настоящих бестселлерах криминального жанра разных лет. Не чета современным поделкам и подделкам.
Другие названия: «Худой»; «Худой человек»; «Тонкий человек»; «Дороти ищет отца»; «Убийство — дело серьёзное».
Аннотация:
Америка 30-х годов ХХ века… Сухой закон… Не по своей воле бывший частный детектив Ник Чарльз оказывается в центре расследования загадочных убийств. Помогает ему молодая жена Нора, с которой они много пьют и постоянно перешучиваются. Расследование приводит в весьма гротескную семью Винантов. Клайд Винант и есть тот самый «тонкий человек»…
Дэшил Хэммет — знаковая фигура для американского детектива, а американский детектив всегда критиками и исследователями жанра противопоставлялся английскому. По сути это были разные школы, подходы, стили, и различались они кардинально. Когда упоминают классику детектива, то непременно вспоминают Агату Кристи, но Дэшил Хэммет не менее классик, чем она, только в жанре «крутого детектива», он является основателем этого направления наряду с Р. Чандлером и Д. М. Кейном. И это при том, что он написал значительно меньше романов, чем Кристи, — всего пять. Вся его писательская активность пришлась на 1929 — 1934 годы. Но след он оставил огромный.
Я здесь не буду вдаваться в подробности относительно различий «крутого» американского детектива и английской школы, приведу лишь цитату самого Хэммета, которая даст вам выпуклое представление об этих отличиях.
«Дедуктивный метод — это, конечно, здорово. Да вот только маленькие серые клеточки плохо помогают против разрывной пули в голову».
Дэшил Хэммет.
Реймонд Чандлер так писал о прозе Хэммета:
«С первых (и до последних) шагов своей писательской карьеры он писал о людях энергичных и агрессивных. Их не пугает изнаночная сторона жизни, они, собственно, только ее и привыкли видеть. Их не огорчает разгул насилия — они с ним старые знакомые. Он изобразил этих людей такими, какими они были в действительности, и наделил их живой речью, какая была им свойственна. Хемметт был прекрасным стилистом, но его читатели об этом и не догадывались, поскольку он изъяснялся совсем не так, как положено, по их мнению, изящному стилисту».
Любопытный факт про автора: Хэммет сам был детективом знаменитого агентства Пинкертона, а значит знал, о чем писал, описывая работу частного детектива.
Все романы Хэммета заслуживают внимание, но «Тонкий человек» (это название мне нравится больше всех) часто упоминается в качестве примера соединения школы классического детектива с «крутым» американским. Т. е. в динамичное повествование про частного детектива и шикарных женщин с глубоким декольте, про драки и перестрелки, Хэммет включает дедукцию и подсказки для читателя. И это неудивительно, к 1934-му году, когда написан роман, уже были написаны все правила честного детектива, 1930-е — это расцвет Золотого века. Поэтому любопытно проследить этот симбиоз. Интересно, что это был последний роман Хэммета. Кроме того, всегда интересней изучить первоисточник, чем потреблять бесконечные современные кальки. Все слышали про «нуар», возможно, даже видели термин «hard-boild», но никто не знает откуда уши растут, а уши растут из Дешила Хэммета.
Примечание:
Первая публикация на русском языке — под названием «Дороти ищет отца» в эмигрантском журнале «Для Вас» (Рига) NoNo10-17, 1934 год.
Роман вошел в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен».