Жил в конце 17 - начале 18 века в Венеции ученый монах - Винченцо Мария Коронелли (1650-1718), прославившийся как искусный картограф и космограф.
Коронелли изготавливал красивые глобусы и карты, причем производил их и на экспорт, по заказу венценосных особ. Эти экземпляры выглядели особенно роскошно.
Я столкнулась с ними в Императорской библиотеке в Вене (ее парадные помещения функционируют как музей, куда можно прийти просто как турист, по билету - впрочем, для этого сперва нужно попасть в Вену, а это теперь тот еще квест).
Коронелли обычно делал глобусы парами: земной и небесный, оформляя их в одном стиле.
Листать галерею.
Интерьер библиотеки настолько роскошен, что на глобусы мало кто обращает внимание, тем более, что изображенные на них земные континенты и небесные светила давно не соответствуют современным научным представлениям.
Листать галерею.
Помимо императора Карла VI, заказчиками Коронелли были и другие монархи. Особенно известна пара его глобусов, изготовленных для короля Людовика XIV.
Листать галерею.
Обратим внимание, что на земном глобусе нынешняя Австралия обозначена как Новая Голландия, а Антарктида - как Неизвестная Земля.
Что касается небесных глобусов, то они изображают созвездия, соотнесенные с мифологическими фигурами и персонажами, по которым они получили название еще в древности. При этом, если на земной глобус зритель смотрит как бы с неба, сверху, то на небесный нужно смотреть как бы изнутри него (богатое требуется воображение!).
Гравированные и раскрашенные рисунки, покрывающие глобусы, выполнены очень дотошно и детально.
Вот еще одна пара Близнецов, с другого глобуса Коронелли. Можно разглядеть, что вся поверхность испещрена не только картинками, но и мелкими надписями на разных языках: приводятся названия созвездий (в том числе и на арабском), названия звезд, входящих в них, и другая информация.
И не стоит думать, будто на глобусах - только занятные картинки. Там настоящий звездный каталог, причем весьма полный для своего времени.
Коронелли внес в свои списки 1902 звезды (в античном каталоге Клавдия Птолемея их было 1022). Эх, увидь монах фотографии, сделанные ныне телескопом Джеймс Уэбб, он бы с ума сошел: нет такого глобуса, на котором столько поместилось бы...
Кроме наглядного изображения звезд и созвездий, глобусы опоясывались указаниями времен года, в которые можно было эти созвездия наблюдать, и астрономическими показателями градусов.
Естественно, Коронелли не сам это всё рисовал, а заказывал художникам и граверам, но они работали по его указаниям и чертежам. Надписи, естественно, составлял он. И ведь учтите, исправить было трудно, это же не цифровая печать с фотошопом.
Технику изготовления изображений для глобусов Коронелли описал в трактате 1693 года Epitome cosmografica (Космографическая эпитома).
В Музей Галилея во Флоренции я не попала, не было времени (успела только в Уффици). Но эти красоты выложены онлайн, можно любоваться невозбранно. Там хранятся шесть глобусов работы Коронелли. Они довольно небольших размеров (около 1,5 метра в диаметре).
Поскольку некоторые медные доски с оригинальными гравюрами для глобусов сохранились (в частности, в Национальной библиотеке в Париже), ныне с них делают копии. И каждый состоятельный любитель может заказать себе точную копию глобуса Коронелли, поставить в своей гостиной и хвастаться перед друзьями.
--
Всё это делалось в конце 17 века. Сейчас - первая треть 21-го. Наука, конечно, здорово рванула вперед за это время. Но, по космическим меркам, времени прошло совсем немного. Если бы эти глобусы увидели инопланетяне, они бы, вероятно, сильно удивились как мастерству Коронелли, так и полному несоответствию астрономических представлений, отраженных в его продукции, физической реальности.
В моей космоопере в школах, колледжах и университетах Межгалактического альянса преподают не просто историю, а историю цивилизаций, уча разнопланетных школьников и студентов ценить и уважать всякое знание, каким бы экзотическим оно ни выглядело.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".