Штабс-капитан русской императорской армии в качестве боевого летчика полетал всего два года, но за это время совершил больше, чем многие за всю жизнь. Обладая острым умом и талантом, рассчитал и выполнил фигуру высшего пилотажа – мертвую петлю Нестерова. Она до сих пор входит как одна из основных в арсенал воздушных асов всего мира, а пилот стал основоположником теории и практики высшего пилотажа. Также на основе расчетов применил первым бомбометание артиллерийским снарядом. В последнем своем полете совершил воздушный таран – уничтожил самолет противника, но и погиб сам. Так он стал первым пилотом, применившим таран в боевой авиации, в сентябре 1914 года.
Используя глубокие знания в математике и механике, сконструировал планер, дорабатывал самолеты, разрабатывал элементы боевого пилотирования и посадки в экстремальных условиях. Он же организовал взаимодействие воздушных частей и наземных войск, практику ночных полетов. Обучал летчиков боевым полетам на крутых виражах с расчетом углов атаки, и посадкам с неработающим двигателем. Еще одно первое в авиационной истории нововведение Нестерова – киносъемка по маршруту полета.
Чтобы разрушать оболочку популярных тогда рекогносцирующих дирижаблей, он сконструировал пилу-нож в хвосте самолета. А чтобы поражать воздушный винт в неприятельском самолете, сконструировал установку длинного троса с цепляющим захватом.
Для расчетов петли Нестерова ему стали подспорьем теории родоначальника авиации Н.Е. Жуковского, и знакомство с его учеником П.П. Соколовым.
Он осуществлял дальние для того времени полеты из Киева в Гатчину, Одессу, и Севастополь. В Севастопольском городке Кача проводил обучение пилотов.
Биография
Рождение будущего знаменитого авиатора было в 1887 году, 27 февраля. Его дворянская семья жила в Нижнем Новгороде. Отец Николай Федорович (1863-1890) был офицером, воспитателем в кадетском корпусе. После его ранней неожиданной смерти семья оказалась в трудном материальном положении. Матери, Маргарите Викторовне, без возможности оплаты проживания, пришлось взять четверых своих детей, и приютиться в нижегородском Вдовьем доме.
В 1897 году Петр поступил на обучение в кадетском корпусе, где работал отец. Уже здесь в характеристиках наставники отметили его острый ум, чрезвычайную настойчивость в принятии решений, динамичность характера, называя это идеальными чертами в будущем офицере, у которого ярко выражены моральные качества и храбрость. Став выпускником корпуса в 1904-м, он вошел в шестерку лучших. В честь этого его зачисляют курсантом в Михайловском артиллерийском училище. По окончанию Петру присвоено звание подпоручика, и он начинает службу во Владивостоке.
Первое место службы – Восточно-Сибирская стрелковая артиллерийская бригада. В 1909-м он становится поручиком, и его новое командирование – Владивостокская крепостная воздухоплавательная рота. Здесь он разрабатывает методики для корректировок в артиллерийских стрельбах, используя привязной аэростат.
В 1910-м новое место службы – Владикавказ, знакомство с самолетами. Он принимает решение стать летчиком, изучает теорию, приступает к разработке собственной конструкции самолета.
Октябрь 1911 года – его зачисляют в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу (Гатчина). В сентябре 1912-го он гордится своим первым самостоятельным полетом, и в октябре становится военным летчиком. После окончания Авиационного отдела школы, с весны 1913-го Нестеров командируется в Киев, в 7-ю воздухоплавательную роту, которая прикрепляется к 11-му авиационному отряду. С июня этого же года он исполняющий обязанности, в августе становится штабс-капитаном, а в феврале 1914-го назначается начальником в этом отряде.
В характеристиках командования Нестеров назывался выдающимся летчиком, с отличной технической подготовкой, энергичным и дисциплинированным, с отличными нравственными качествами.
Семейное окружение
У Петра Нестерова была старшая сестра Александра Николаевна. Старший брат Николай успел дослужиться до подполковника в императорской армии, потом служил Родине в РККА, дойдя до звания генерал-майора, и в 1950-м его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Младший брат Михаил шел по стопам Петра. Погиб в звании поручика через месяц после брата – в октябре 1914-го при испытании нового самолета. Его похоронили на кладбище в Гатчине.
С женой Надеждой Рафаиловной у Петра Николаевича было двое детей – Маргарита (1909-1995), и Петр (1911-1955).
Конструкторские усовершенствования и разработки
С 1910 года, когда Нестерова стало увлекать небо, он изучал теорию воздухоплавания и расчеты, уделяя внимание работам основоположника Н.Е. Жуковского. В 1910-м смог построить планер собственной конструкции, совершал на нем полеты. Обшивку для него шила мама Маргарита Николаевна. Спроектировал самолет без вертикального оперения. Военным ведомством проект был одобрен, но без выделения денег, поэтому его пришлось отложить. А в 1911-м во время отпуска в Нижнем Новгороде с ним знакомится П.П. Соколов, ученик Жуковского, после чего Нестеров вступает в городское общество воздухоплавания.
В 1913-м ним был разработан экспериментальный двигатель на семь цилиндров, который имел воздушное охлаждение
В 1914 году зимой в своем киевском отряде провел радикальную модификацию своего самолета «Ньюпор-4», для чего был привлечен механик подразделения Нелидов. Корпус укоротили на 70 см, оставив его без вертикального оперения и увеличив аэродинамическую площадь крыла. Испытания показали необходимость доработки самолета, но помешали военные действия.
В полетах и на земле авиатор исследовал влияние рулей высоты и направления на крен и углы атаки при крутых виражах. Этот позволило разрабатывать тактику ведения воздушных боев и выигрывать, учить этому сослуживцев. Уже в должности командира ним была введена учеба мастерству полетов на глубоких виражах, посадки , когда выключен двигатель.
Его разработки были учтены Киевским Обществом воздухоплавания – золотой медалью за расчеты по глубоким кренам и за выполнение мертвой петли.
Фирменная петля
Ее возможное выполнение предполагал в своих расчетах и трудах 1890-го Жуковский, использовал через 23 года дисциплинированный Нестеров. Так же ими пользуются для планирования самых сложных фигур высшего пилотажа современные испытатели и пилоты на самолетах и вертолетах. Хоть петля и называлась мертвой, он планировал проделать ее успешно, оставшись живым. И первая в мире такая замкнутая петля выполнена Петром Нестеровым в 1913 году, 27 августа над летным полем Киева. Для этого использовался далеко не новый «Ньюпор-4» с двигателем всего на 70 л.с.
Уже после этого его фигуру повторили французские пилоты. Первым из них был Адольф Пегу, который перед этим засвидетельствовал петлю Нестерова, когда был в Москве. Уже после этого штабс-капитан стал широко известным и за границей.
Интересно, что Петр Николаевич собирался скоро подавать в отставку, чтобы перейти на профессиональное конструирование воздушных аппаратов. И кто знает, сколько бы уникальных разработок и решений он подарил миру и отечественной авиации. Но всему помешала война.
Первая мировая и подвиг
Когда началась война, авиационный отряд под командованием штабс-капитана на Юго-Западном фронте под Львовом выполнял регулярные разведывательные рейды. В то время это была основная задача аэропланов. На случай воздушных встреч с самолетами противника специально не предусматривался даже пулемет на борту, чтобы не отвлекать пилота от основной задачи. Авиаторам приходилось стрелять из карабинов и пистолетов. А бомбы на неприятеля сбрасывали вручную, так отвлекаясь и практически не прицеливаясь.
В такой обстановке Петр Нестеров сконструировал систему бомбардировки с самолета с применением артиллерийских снарядов. Она работала у него настолько эффективно точно, что австрийским командованием были обещаны большие премии за уничтожение нашего летчика.
А для борьбы с неприятельскими самолетами в воздухе Петр Николаевич применял грузы-захваты на тросе. Но это если получалось занять выигрышное положение в воздухе сверху противника на расстоянии. В других случаях вблизи самолета врага он старался своими шасси повреждать вражескому аэроплану плоскость крыла.
В тот день, 8 сентября 1914 года, тяжелый самолет противника с двумя пилотами возле города Жолква шел на большой высоте разведывать и бомбить наши позиции. С земли он был недосягаем. Легкий и быстроходный самолет «Моран» Нестерова поднялся на перехват, и собирался ударить колесами шасси по крылу их самолета. Но колеса пошли ниже, а винт с двигателем попал в плоскость, после чего мотор вырвало из самолета. Нестеров спланировал на самолете без возможности им управлять. Погиб во время приземления. Так героически он совершил первый в мире воздушный таран. Вражеский самолет тоже упал, и летчики погибли.
Его примеру следовали десятки наших пилотов в Великой Отечественной войне, нередко так искусно, что оставляли самолет на лету. А лобового столкновения с нашими летчиками немцы боялись как огня.
О смерти 27-летнего героя-пилота писала пресса. А в семье у него осталась жена с двумя детьми – пятилетней дочкой и трехлетним сыном.
Командование расследовало таран Нестерова, отмечая его героический поступок. Было указано, что штабс-капитан готовился к таранам, рассчитывая возможности остаться невредимым. Его горький опыт позже учли сослуживцы. Весной в 1915 году поручиком А.А. Казаковым был совершен в воздухе такой же маневр, как его командиром, и после этого он смог вернуться в расположение части на самолете.
А Петра Нестерова посмертно удостоили ордена Святого Георгия IV степени. С телом отважного летчика прощались все сослуживцы, включая высших чинов. После этого отправили хоронить в Киеве. Во время службы герой награждался до этого тремя орденами – Святой Станислав III степени, Святая Анна III степени, Святой Владимир IV степени.
Память
Похоронен был герой 11 сентября 1914 в Киеве на Аскольдовой могиле с артиллерийским салютом. Перед этим его отпевали в Никольском военном соборе.
Там, где погиб пилот, под городом Жолква, поставили памятник и открыли музей. В 1951-м этот город переименовали в Нестеров. После развала СССР власти незалежной вернули старое название городу. Памятник был разрушен, а музей разорен.
В нашей стране именем Нестерова названы улицы десятков городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, Гатчине и Керчи, в Севастополе – в Каче, где была одна из первых авиационных школ, и конечно в Нижнем Новгороде. Была улица Петра Нестерова и рядом с Сырецким ипподромом в Киеве, где пилот выполнил первую в мире мертвую петлю.
Учреждена государственная награда – медаль Нестерова, вручаемая летчикам, проявившим личное мужество и отвагу, защищающим Отечество.
В Центральном музее Вооруженных сил России открыты залы с экспозициями, посвященными подвигу легендарного летчика.
Международной авиационной федерацией в 1962 году был учрежден переходящий кубок за высший пилотаж.
В Нижнем Новгороде проводится баскетбольный турнир на кубок Нестерова.
Как важно хранить память рода, а также историческую память
Сохранять для потомков свою родословную, ценные данные, информацию и документы, фото, помогает крупнейший портал Код Памяти – он сохранит самые ценные и дорогие материалы о биографии близких людей, хронологии событий и памятных местах.
С помощью страниц памяти сохраняется информации для передачи потомкам о близких людях, предках.
Сервис семейного древа предоставляет возможность сохранения памяти о предках, входящих в родословную. Это позволяет удобная и простая форма генеалогические древа. Потомки будут гордиться своими предками и страной.