Дизайнер создает комфортабельные вещи, улучшает конструкцию станков, делает городскую среду удобной для человека, создает мир предметов для детей — мир воспитывающий и развивающий.
Производством многих бытовых вещей с древних времён занимались ремесленники. Но ремесленник далеко не дизайнер. Ремесленник изо дня в день делает одну и ту же вещь, чаще всего традиционную, из одного и того же материала, в том количестве, какое может осилить один человек.
Дизайнер — дитя научно-технической революции. Его место — на промышленном производстве. Материалы, с которыми он работает, меняются: сегодня пластмасса, завтра, скажем, металл или оргстекло. За свой век дизайнер выдает не один десяток конструкций изделий.
Например, пришли в нашу жизнь прекрасные кондиционеры. Дизайнеры связаны накрепко с технологией массового производства, с его возможностями, уровнем.
Художники-прикладники украшают бытовые вещи. Но дизайнер не прикладник. Назначение вещи, внутренние ее связи не уходят из поля его внимания. Истинный дизайнер чаще всего следует именно необходимости, заложенной в вещах, он не скажет «вещь красива», он скажет «вещь правдива».
Дизайнеры ведают, что в нашем мире все соотносится друг с другом, узелки этих связей — в нашем сознании, в нашей психике. Проблемы цвета, например, уходит в глубины физиологии и психологии. Так в зеленых комнатах почему-то простужаются и начинают чихать, а ящик, выкрашенный в светло-желтый цвет, легче поднять, чем серый того же веса.
Мы подчас радуемся цвету. На улице, когда выпадет неторопливая минута, вдруг удается увидеть все как в рамке картины и удивиться кирпичному квадрату стены на фоне голубого неба, суетливой веселости чьей-то красной курточки, желтому мазку ближайшего киоска. Многие думают, это случайно — симфония красок вокруг нас. Бывает и так, но бывает — ее создают.
Ещё Маяковский говорил, что привязать к экскаватору розовые бантики или посадить целлулоидных пупсиков на паровоз не значит быть причастным к искусству индустриального века.
Подлинный дизайн служит гармоничному человеку, делая «умной», очеловеченной среду его обитания. Дизайн учит жить демократично и рационально. Важность появления дизайна, этого нового вида деятельности, можно понять, лишь сознавая, что мир вещей обладает силой обратного воздействия на человека. Что дизайн воспитывает нас не только эстетически, но и, пожалуй, этически.
Часто художники работают «под старину». Настольная лампа со стеклом-пузырем — как родилась она среди строгих, экономичных форм нашего индустриального века? Может быть, дизайнеры чутьем художника поняли, как страшен в человеке сухой рационализм?
Иначе почему они так активно стали вводить в свои работы теплую чудачину, ту самую, без которой человек и не человек вроде? Так дизайн учит чувствовать.
Благодаря дизайнерам вещи стали меняться, меняться в самой конструкции, в принципе действия и в облике. Выяснилось наглядно, что все материальное находится в вечном процессе, в движении. Все вещи, служащие человеку, можно улучшить качественно, найдя новое, неожиданное решение. Так дизайн учит мыслить — творчески, диалектически, современно.