Гроб с телом Антона Павловича Чехова прибыл в Россию в вагоне Д-1734. Драматург скончался на курорте Баденвайлер в Германии, и это была единственная возможность доставить покойного на родину. На дверях вагона красовалась циничная надпись: «для устриц».
Друг писателя Максим Горький сокрушался о судьбе Чехова в письме к жене:
«Этот чудный человек, этот прекрасный художник, всю свою жизнь боровшийся с пошлостью, всюду находя ее, всюду освещая ее гнилые пятна мягким, укоризненным светом, подобным свету луны, Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне «для перевозки свежих устриц» и похоронен рядом с могилой вдовы казака Ольги Кукареткиной. Это мелочи, дружище, да, но когда я вспоминаю вагон и Кукареткину — у меня сжимается сердце, и я готов выть, реветь, драться от негодования, от злобы. Ему — все равно, хоть в корзине для грязного белья вези его тело, но нам, русскому обществу, я не могу простить вагон «для устриц». В этом вагоне — именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного».
Вспоминает скорбную церемонию и другой русский писатель, Александр Куприн:
«Точно сон, припоминаются его похороны. Холодный, серенький Петербург, путаница с телеграммами, маленькая кучка народу на вокзале, «вагон для устриц», станционное начальство, никогда не слыхавшее о Чехове и видевшее в его теле только железнодорожный груз…»
Вагон для устриц, который так прочно отпечатался в памяти великих умов России, был не пошлостью и не насмешкой, а необходимостью. Только так в июле месяце можно было провести гроб через всю Европу.
Багажный вагон серии Д был специально оборудован для перевозки черноморских деликатесов для пассажиров, например, устриц из Севастополя. Использовались такие на Северо-Западных железных дорогах.
Казённые Северо-Западные железные дороги появились в 1907 году в результате объединения Санкт-Петербурго-Варшавской, Балтийской и Псковско-Рижской железных дорог. В 1909 году для казённых железных дорог был создан единый тип трёхосного багажного вагона. На Санкт-Петербурго-Варшавской и Северо-Западных железных дорогах багажные вагоны имели серию Д и отличались наличием отделения для устриц, которые в дореволюционной России считались распространённым деликатесом. Их добывали в Чёрном море, главным поставщиком товара были устричные фермы в Крыму. Например, к императорскому столу подавались севастопольские устрицы.
Самый первый в мире вагон-ледник тоже построили в Санкт-Петербурге в 1862 году на Александровском заводе. Их загружали смесью льда и поваренной соли. В России они выпускались более 100 лет – до 1964 года.
Вагоны типа Д строились мастерскими Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги в 1894–1900 годах. И именно на вагоне такого типа привезли тело Чехова. Надпись «вагон для устриц» на дверях закрыли вскоре после прибытия поезда в Петербург, чтобы она не смущало впечатлительный народ. На фотографиях с церемонии упоминания устриц уже не видно.