В России существуют два основных закона, регулирующих проведение тендеров: Федеральный закон №44-ФЗ и Федеральный закон №223-ФЗ. Хотя оба закона направлены на обеспечение прозрачности и справедливости в процессе закупок, они имеют ряд ключевых различий.
44-ФЗ
44-ФЗ, также известный как закон о контрактной системе, применяется к государственным и муниципальным закупкам. Он предусматривает строгие процедуры и требования, включая обязательное размещение информации о закупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.
223-ФЗ
223-ФЗ, с другой стороны, применяется к закупкам, проводимым компаниями с государственным участием. Этот закон предоставляет больше гибкости в выборе процедур закупок и не требует обязательного размещения информации на сайте zakupki.gov.ru.
Оба закона устанавливают правила и процедуры для осуществления закупок, однако существуют различия, которые делают каждый из них уникальным. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты и различия между этими двумя законами.
Основные различия между 223 и 44 федеральными законами
- Сфера применения
Закон № 223-ФЗ применяется к закупкам, осуществляемым юридическими лицами, перечисленными в статье 1 закона, включая государственные корпорации, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%. Закон № 44-ФЗ, с другой стороны, регулирует закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
2. Состав участников
Участники закупок по закону № 223 могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В то время как в законе № 44 участниками закупок могут быть только субъекты, имеющие право на осуществление такой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Способы закупок
Закон 223 предоставляет заказчикам больше свободы в выборе способов закупок, включая проведение торгов, запросов предложений, котировок, а также закупки у единственного поставщика. В законе 44 предусмотрены только торги, запросы котировок и запросы предложений.
4. Открытость информации
Закон 44 предусматривает обязательное размещение всех закупок на официальном сайте, что позволяет обеспечить открытость и прозрачность процесса закупок.
Закон 223 требует размещения информации о закупках только на официальном сайте заказчика, но не обязывает размещать информацию о всех закупках.
5. Контроль и ответственность
Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе (закон 44) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с законом 223, контроль осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя заказчика.
Заключение
Различия между законами 223 и 44 обуславливают их различные сферы применения, состав участников, способы закупок и механизмы контроля. Важно понимать эти различия для правильного и эффективного использования законодательства в процессе закупок.
Изображение от pressfoto на Freepik