В осеннюю сессию Госдумы планируется внести законопроект о возможности россиян удалить свои персональные данные из коммерческих баз данных. Разработчик документа Борис Чернышов надеется создать механизм, позволяющий удалить всю информацию о себе посредством единого заявления, которое будет передано Минцифре в качестве посредника. В настоящее время процедура удаления персональных данных является непрозрачной и сложной, поэтому создание такого механизма может стать актуальным. Количество случаев утечек персональных данных пользователей в России за последние годы значительно выросло, что может стать одним из факторов, стимулирующих принятие данного законопроекта. "Известия" разбирались в подробностях данного законопроекта.
Согласно высказыванию депутата, 64% россиян попытались удалить свои личные данные с сайтов или социальных сетей. Около 20% обнаружили на сайтах информацию о себе или своих близких, которую хотели бы удалить из интернета, а 41% опрошенных не попытались удалить информацию только потому, что не знали, как это сделать.
Борис Чернышов заявляет, что пока не существует достаточно точных данных о том, сколько компаний могут иметь доступ к персональным данным одного человека.
Он отмечает, что уже в 2019 году экономически активный человек ежегодно делился своими персональными данными со множеством организаций и социальных проектов от 10 до 20 раз. Однако, с учётом внушительного роста цифровизации в последнее время, Борис Чернышов уверен, что эти цифры можно умножить минимум на пять.
На 6 сентября в реестре, который ведет Роскомнадзор, содержатся сведения о 918 124 операторах, осуществляющих обработку персональных данных.
Управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права в IT Евгений Царев рассказывает, что недавно подсчитал базы, о которых ему известно, учтя работодателей, скидочные карты, регистрации на сайтах и так далее. Вышло около 250 баз данных, которые располагают его персональными данными. Еще столько же, полагает он, могут использовать информацию о нем без согласия. Более того, есть еще и черный рынок баз клиентов, который, по оценкам RTM Group, сопоставим с объемом данных у зарегистрированных операторов.
Коротко о главном:
• Законопроект о возможности удаления персональных данных из коммерческих баз данных будет внесен в осеннюю сессию Госдумы.
• Сейчас заявление на удаление данных нужно направлять каждому оператору, что усложняет процесс.
• В России за 2 года количество утечек персональных данных выросло в 40 раз.
• Депутат предлагает создать механизм, где государство возьмет на себя функцию посредника между субъектами данных и базами данных.
• Создание такого механизма является сложной задачей, учитывая юридические, технические и практические факторы.
• Альтернативой идеи может быть сокращение сроков взаимодействия операторов ПДн с гражданами и введение единых требований.