Рассмотрим ошибки, которые допускают педагоги при оформлении портфолио
Конечно, эти ошибки не повлияют на количество набранных баллов, но грамотно оформляя портфолио, вы показываете себя квалифицированным специалистом.
Как проходит аттестация в целях установления квалификационной категории первой или высшей? Педагогический работник в межаттестационный период подготавливает документы, подтверждающие результативность профессиональной деятельности, которые оформляет в портфолио. Это очень важный момент. Если педагог желает без проблем пройти аттестацию, нужно подойти к оформлению аттестационной папки ответственно.
По роду деятельности мне довелось просматривать большое количество аттестационных портфолио и я систематизировала информацию об основных ошибках, которые педагоги допускают при заполнении этого важного для аттестации документа.
Портфолио педагога представляет собой набор документов разного типа: текстовые документы, фотографии, рисунки, таблицы, схемы, диаграммы и тому подобное. Единых требований к представлению этих документов нет и педагоги стараются кто во что горазд, стараясь поразить своих экспертов.
Ошибка, которая сразу бросается в глаза - отсутствие единого стиля и единообразия.
- Разный шрифт. Текст со шрифтом, пестрящим то курсивом, то полужирным написанием, разного размера, разного наименования читать довольно сложно.
- Разноцветие. Есть педагоги, которые любят выделять заголовки и абзацы разным цветом. Это тоже излишество, лучше всего в документе оставить шрифт черного цвета.
- Избыток анимации или, наоборот, однообразных, не информативных рисунков. Наверное, вы видели такие - когда в каком-то месте листа прилепляют задумчивого человечка, или картинку смайлика. Большое количество анимации тоже не к чему. Каждая картинка должна подкреплять информацию, которую вы подаете в тексте.
- Плохое качество фотографий и рисунков. Странно, что приходится это объяснять, но встречаются портфолио с размытыми фотографиями, а так как в виде фотографий часто прикладываются грамоты, дипломы, сертификаты, то иногда даже сложно прочитать, что на них написано.
- Разный формат и размер таблиц. Тоже смотрится пестро и разномастно, если у одной таблицы черные тонкие границы, у второй - синие толстые с тенью или объемом. Лучше придерживаться одного стиля в оформлении таблиц и более достойно смотрятся таблицы со стандартными границами черного цвета.
Еще одна важная ошибка - стиль изложения при описании результатов профессиональной деятельности. Сравните два текста. Первый - это реальные фразы из реального портфолио воспитателя. Второй - это мой перевод на официальный язык.
Я работаю с детьми разными по возрасту мальчиков и девочек, которые ежегодно обновляются. Привыкание к новым условиям и правилам проживания порой проходит трудно, поэтому свою работу в сентябре начинаю с изучения социально-педагогической ситуации в группе.
Я работаю воспитателем в разновозрастной группе. С целью обеспечения благоприятного течения адаптации обучающихся к новым условиям и правилам проживания я провожу мониторинг социально-педагогической ситуации в группе, используя такие методы, как: наблюдение, опрос, изучение документов воспитанников, анкеты, индивидуальные беседы, беседы с родителями.
Эксперты не хотят продираться сквозь колючие заросли. Что значит " с детьми разными по возрасту мальчиков и девочек"? Что значит "разными по возрасту мальчиков и девочек, которые ежегодно обновляются"? Обновляться может программное обеспечение, а не мальчики и девочки.
Еще ошибкой я считаю чрезмерное украшательство портфолио. Все же, это официальный документ, хоть и не строгой формы.
1. На титульном листе отсутствуют данные об образовательной организации
2. Нет контактной информации. Иногда у эксперта есть необходимость позвонить аттестуемому, уточнить какую-то информацию, удобнее, если контакты будут на титульном листе портфолио.
3. Слишком яркое оформление. При оформлении документов лучше придерживаться делового стиля. Чрезмерное увлечение розовыми заголовками и цветочными рамками больше подходит ребенку, чем педагогу, претендующему на установление квалификационной категории.
4. Рамочка наползла на таблицу. Лучше совсем не использовать рамочки в портфолио. Если очень хочется, оставьте рамку только на титульном листе и в более сдержанном стиле.
5. Использованы маркеры двух видов. Это недопустимо, нужно оставить какой-то один вариант.
И нельзя пройти мимо вот такого оформления текста в аттестационном портфолио - большое количество ошибок, опечаток, использование разных шрифтов.
Посмотрите, как режет глаз использование шрифтов разной жирности. А грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки, использование лишних пробелов? В наше время допускать ошибки в тексте - верх неуважения к читателю. Word подчеркивает ошибки красным или синим цветом, обязательно нужно пользоваться этим инструментом.
Вот такое количество ошибок в оформлении аттестационного портфолио я заметила.
Друзья, а как вам кажется, то, как вы представляете свои документы на оценку экспертам, важно или нет?
Ведь портфолио не официальный документ и никто не может запретить заполнять его в свободном стиле.