В Индии - один из главных праздников для преданных Господа Кришны – это Кришна-Джанмаштами, т.е. День явления Кришны. В этом году он выпал на 6-7 сентября. В этой связи интересно вспомнить о малоизвестном аспекте Кришны и Кали в мифологической традиции тантры.
Подробнее о празднике читайте: Кришна Джанмаштами - День явления Господа Кришны
Схожие черты Кришны и Кали:
Темный цвет лица: И Кали, и Кришна либо черные, либо синие. Цвет лица представляет ауру божества. Синяя аура Кали и Кришны представляет божественность, тогда как черная представляет тьму, поглощающую все зло.
Имя: Оба их имени имеют общее значение «черный». Вот почему Кришну называют Шьям, а Кали называют Шьямой. Более того, в Бенгалии Кришну зовут Джаганнатх, а Кали называют Джаганмайи.
Природа и космос: В Махабхарате Бала Кришна показывает весь космос во рту матери Яшоди. В индуизме считается, что Он — хранитель космоса, а Кали танцует в космосе, чтобы продолжался цикл рождения и смерти. Существует глубокая связь между природой и космосом, Кришной и Кали. Считается, что Кришна — хранитель природы и космоса, а Кали олицетворяет цикл рождения и смерти каждого существа, живущего в нем.
Философия Аватара: согласно многим тантрическим текстам, Кришна — аватар Вишну, а Кали — аватар Деви Махатмья. Они спускаются на Землю с общей целью уничтожить зло и восстановить истину и мир. Кришна — убийца демона Камсы, а Кали — убийца демонов Чанды, Мунды и Рактабиджи.
Вот что рассказывает санскритолог, переводчик и исследователь тантрических текстов Андрей Игнатьев.
«В тантрических текстах Кришна именуется воплощением (или сыном) Кали. Поэтому Кришна-джанмаштами для тантриков еще и праздник Кали Джаянти. Известный индолог Дэвид Кинсли, исследуя мифы, связанные с обоими божествами, указывает на наличие ряда общих черт. Так, они оба обладают темным цветом кожи, что, возможно, указывает на их доарийское происхождение, кроме того, первоначально они занимают «периферийное» положение и далеки от ведийского пантеона, а их природа носит ярко выраженный оргиастический, «дикий» характер.
Как пишет Кинсли, оба этих божества побуждают человека освободиться от ограничений этого существования и обратить свой взор к иному миру, пугающему и одновременно неотразимо привлекательному в своей трансцендентности.
В Каливиласа-тантре Кришна появляется на свет как сын Богини в ее проявлении Гаури («Светлая»), которая превратилась в свой чернокожий коррелят, будучи пораженной стрелами Камы и получив имя Кали (это имя здесь трактуется как «черная»).
Система двух антагонистичных цветов полностью интегрирована в символизм образа Кали. Сказано, что после рождения Кришны две груди Калики наполнились потоками амриты: одна грудь – амритой белого цвета, а другая – черного, как сурьма. Мать сообщает Кришне о его будущей роли: в другом мировом периоде он станет возлюбленным Радхи.
Заключительная глава тантры содержит беседу между Кали и Кришной, в которой сообщаются некоторые другие подробности о будущих рождениях Кришны».
Андрей Игнатьев