9 сентября 2023 года исполняется 195 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
В коллекции Российского фонда культуры, среди возвращённых на Родину реликвий, хранятся 7 уникальных открыток с изображением писателя. Открытки были напечатаны в Петербурге в типографии «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг», одном из лучших полиграфических предприятий дореволюционной России, и переданы в Фонд Культурно-просветительским и благотворительным обществом «Родина» (США) в 90-е годы.
А сами фотографии сделаны другом, редактором и издателем произведений Толстого Владимиром Григорьевичем Чертковым.
Свою коллекцию Чертков создавал в течение пяти лет, с 1905 по 1910 годы. Полученные карточки он делил на серии. Фотоколлекция насчитывала около 360 сюжетов. В нашем собрании находятся фотографии (1,2,3,4,5,7,8) из II серии. Фото сделаны в Ясной Поляне в последние годы жизни Толстого.
Фотографировать Чертков стал случайно. У него даже не было своего фотоаппарата. Тем не менее, как пишут исследователи, основные сюжеты для будущей фотоколлекции определились уже в первых его фотографиях. Их целью было запечатлеть сложность облика Толстого для потомков.
Посылая свои первые работы супруге Льва Николаевича Софье Андреевне, Чертков писал:
«Очень сожалею, что почти все фотографии, снятые мною вблизи, не удались, отчасти по моей неопытности, отчасти вследствие неудовлетворительных плёнок... Зато прелестно вышли несколько пейзажей, в которых Лев Николаевич фигурирует пешком или верхом среди столь любимых им лугов и лесов. Эти фотографии, наверное, доставят Вам удовольствие, так как помимо того, что они удачно вышли, они в своём роде новы».
Чертков первым сфотографировал Толстого в окрестностях Ясной Поляны, тем самым затронув важные для понимания личности писателя темы «Толстой и природа» и «Толстой и народ».
Стараясь не потревожить уединения, которое так ценил Лев Николаевич, Чертков обычно следовал за ним на таком расстоянии, чтобы Толстой его не слышал и не видел. Иногда прятался, используя в качестве укрытия любую возможность. Наиболее трудными для фотографа были прогулки Толстого на лошадях. Несмотря на возраст, писатель часто выезжал верхом. Однажды Чертков, двадцатью шестью годами моложе Толстого, даже признался, что имел «недоброе чувство» против Льва Николаевича за то, что тот «водил его по оврагам».
Бывали случаи, что Толстой сам просил сфотографировать его, как это было летом 1908 года, когда он заехал на Делире в высокую траву. Он говорил:
«Не мог отказать себе в удовольствии залезть в самую гущу этого роскошного луга. А потом стало стыдно, что помял траву».
Обычно Чертков снимал Толстого в то время, когда писатель разбирал почту или с кем-нибудь разговаривал. Для получения более отчётливого изображения Чертков использовал тёмный экран, который вместе с английским коллегой-фотографом Тапселем устанавливал позади Толстого.
Как рассказывал присутствовавший при съёмках последний секретарь писателя В.Ф. Булгаков, Лев Николаевич только вначале замечал фотографов и их приготовления.
«Что же мне нужно делать?» – спрашивал он и, услышав ответ Черткова: «Ничего. Не обращайте на нас никакого внимания», – вскоре, увлёкшись своим делом, забывал о направленном на него объективе.
Толстой называл фотографию «барской глупостью» и избегал фотографирования, но потом сам же восхищался увиденными снимками. Булгаков писал:
«Лев Николаевич долго любовался присланными Чертковым фотографиями... – «Прелестно! «Прелестно!» – говорил он. – И как это он... захватит!.. И ведь до какого совершенства исполнение доведено! Пойду удивить ими Соню и других».
В 1906 году Черткову удались фотографии, «снятые вблизи» – две серии крупноплановых портретов, «больших голов» Толстого», как он впоследствии будет называть их. Так Толстого не снимал никто.
Лев Николаевич был против распространения своих портретов. Чертков, зная об этом, впервые опубликовал их уже после смерти писателя.
В собрании Российского фонда культуры также хранятся уникальные экспонаты, имеющие отношение к личности Толстого. Они переданы в дар «парижским измайловцем» И.В. Траскиным – неизвестные письма Льва Николаевича, в которых он благодарит за оказанную помощь крестьянским столовым, и воспоминания о пребывании в Ясной Поляне и встрече с писателем Ольги Демьяновны Траскиной. Но об этом мы расскажем в одной из наших последующих публикаций.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой.
Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники