Найти тему
Елена Евгеньева

Сериал «Надвое». Флажолеты и мунковский крик

Императорский театр теней династии Мин – это театр, который проецирует на реальность всё, что было показано в разыгранной в нём пьесе, при соблюдении определённых правил постановки («Императорский театр теней» А. А. Коростелева)

Когда человек утрачивает ощущение таинственности жизни, он начинает заигрывать со смертью.

Такая техническая фигура как флип флажолет на струнных инструментах исполняется путем частичного прижатия струны в точке деления ее длины НАДВОЕ…За счет чего высота звучания струны повышается на октаву…Что-то зиготное, не правда ли? Деление, повышение высоты. Чтобы стать тоньше в звучании, надо дать себя разделить путем прижатия.

Самый банальный способ не умереть – оставить после себя потомство и продолжаться в детях и внуках. В «Надвое» Лиза пересказывает Косте разговор с его мамой. Что она хочет внуков, что смотрит какие-то жуткие криминальные новости. Логический переход от одной темы к другой вполне очевиден. Бабушка боится отойти в мир иной, не оставив после себя частицы себя. Мы понимаем, что Лиза эту тему завела неслучайно, возможно, даже своими словами пересказала изреченное свекровью. Но она с ней согласна. Часики тикают, наследников всё нет. Костя вроде бы тоже хочет детей. Вроде бы. Потому что не видит альтернативы. А она есть. Длиться не в оставленном после себя потомстве, а в энергии. Она обязательно должна иметь восходящий вектор. Ведь внутренняя земля конечна, а космос безграничен.

Настя играет на виолончели (пусть и без флажолетов). Саня талантливый фотограф, подмечающий в обыденном проявление красоты, Костя востребованный и разбирающийся в своем деле специалист.

В чем же заключается талант Иры? А у нее талант самый главный – она не позволяет разувериться в таинственности жизни. Чтобы разувериться в таинстве жизни, достаточно сдернуть покров с самого интимного, что может быть в жизни человека. А самое интимное – это раскрытие души.

Наглядный пример. Когда Костя после юбилея своего шефа начинает рассказывать Лизе про галстук, про то, как жалко выглядел начальник на этой вечеринке стиляг, то есть, когда Костя делится очень интимным с вроде бы самым близким человеком, Лиза вдруг резко переводит разговор на низковибрационную тему про какую-то квитанцию со штрафом. То есть, выворачивает Костю как перчатку. В картине это тот самый момент, когда Костя вдруг ощущает себя не телом, а духом.

И тут в действие вступают иные категории понятия добра и зла, верности и измены… Помните, у Николая Заболоцкого:

Пусть непрочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, –

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Как уйти от навязанной и навязываемой безрадостной перспективы бега по замкнутому кругу? Как избавиться от беличьего синдрома?

Безмолвный крик из глубины души действительно может исказить пространство. Перевести его на рельсы параллельной реальности. Аллюзию на мунковский крик мы видим на питерской дискотеке. Лицо Кости приобретает выражение, как на известной картине Мунка.

Кадр из фильма. Качество скрина плохое, потому что недостачно освещения и Костя находится в движении
Кадр из фильма. Качество скрина плохое, потому что недостачно освещения и Костя находится в движении

Да, можно воспользоваться театром теней, если знаешь правила постановки. Чтобы навершие из зеленого драгоценного камня смотрело прямо вверх. Помните, какого цвета серьги у Ирины?

Кадр из фильма. Ждущая Костю возле выхода с перрона Ира возле ворот в форме вытянутых сердец
Кадр из фильма. Ждущая Костю возле выхода с перрона Ира возле ворот в форме вытянутых сердец

Уплывающий в ночь кораблик с празднующими на нём свадьбу главными героями – та самая мистическая постановка в театре теней, после которой сыгранное должно начать сбываться в действительности…