Найти в Дзене

О тайне суда над Иисусом Христом

Этот суд, описанный в Евангелиях – самый известный суд в истории человечества. Но, в то же время, он остается и самым неизвестным. Почему? Это не просто игра слов. Самый известный суд, т.к. в Библии, самой читаемой на Земле книге, он занимает центральное место. Самый неизвестный суд – поскольку в той же Библии полно неразгаданных загадок и неразрешенных исследователями вопросов. В частности, не вполне ясны основания, по которым Иисус оказался перед судом иерусалимского синедриона, а потом и римского наместника Понтия Пилата. В Евангелиях приводится не одна, а несколько причин, которые могли стать основой обвинения (богохульство, беспорядки в Храме, притязания на статус Мессии и Сына Божиего и др.). Представляется, что перипетии судебного дела Иисуса Христа трудно понять, а также объяснить имеющиеся в Евангелиях противоречия и нестыковки, если не учитывать особенности этого дела. Их немало. Остановлюсь лишь на одной. Уникальность этого судебного разбирательства в том, что Иисус был в

Этот суд, описанный в Евангелиях – самый известный суд в истории человечества. Но, в то же время, он остается и самым неизвестным. Почему?

Михай Мункачи. «Христос перед Пилатом», 1881 год
Михай Мункачи. «Христос перед Пилатом», 1881 год

Это не просто игра слов. Самый известный суд, т.к. в Библии, самой читаемой на Земле книге, он занимает центральное место.

Самый неизвестный суд – поскольку в той же Библии полно неразгаданных загадок и неразрешенных исследователями вопросов. В частности, не вполне ясны основания, по которым Иисус оказался перед судом иерусалимского синедриона, а потом и римского наместника Понтия Пилата. В Евангелиях приводится не одна, а несколько причин, которые могли стать основой обвинения (богохульство, беспорядки в Храме, притязания на статус Мессии и Сына Божиего и др.).

Представляется, что перипетии судебного дела Иисуса Христа трудно понять, а также объяснить имеющиеся в Евангелиях противоречия и нестыковки, если не учитывать особенности этого дела. Их немало. Остановлюсь лишь на одной.

Уникальность этого судебного разбирательства в том, что Иисус был в нем не только Обвиняемым.

М. Мункачи. "Ecce Homo" 1896 г.
М. Мункачи. "Ecce Homo" 1896 г.

Каждый из нас может назвать основные процессуальные фигуры, задействованные в уголовном процессе: это судьи, обвиняемый (подсудимый), обвинитель (прокурор), защитник (адвокат), потерпевший, свидетели. В обычном суде они всегда наделены строго определенным набором процессуальных функций и разделены судебными барьерами. В деле же Иисуса эти барьеры стираются и удивительным образом исчезают.

При внимательном рассмотрении оказывается, что Иисус Христос выступает в этом деле сразу во всех правовых ипостасях. Если исходить из того, что обвинение было предъявлено не простому смертному, а вочеловечившемуся Богу, то роль Иисуса в судебном процессе видится совершенно иной. Как Человек – Он Обвиняемый. Как Бог – Он Судья. Одновременно Иисус - наш Защитник (Спаситель, Заступник). В то же время Он предстает Обвинителем, обличающим зло. С другой стороны, мы и членов синедриона можем представить скорее не судьями, а обвинителями, а Иисуса в их глазах - не только Обвиняемым, но и Потерпевшим (Жертвой)…

М. Мункачи. Голгофа. 1884 г.
М. Мункачи. Голгофа. 1884 г.

Складывается впечатление, что исследовательская работа, связанная с попытками объяснить загадки и парадоксы суда над Иисусом Христом, вряд ли когда-нибудь может быть закончена, поскольку тема - бездонна и безгранична. Нобелевский лауреат А. Швейцер писал: «Каждая последующая эпоха в теологии находила что-то свое в Иисусе;  …каждый индивид создавал его в соответствии со своим собственным характером. Нет другой исторической задачи, которая настолько бы полно выявляла истинное «я» человека, как описание жизни Иисуса. Никакой образ не обретет жизненной силы до тех пор, пока человек не вдохнет в него всю ненависть и всю любовь, на которые он способен. Чем сильнее любовь или ненависть, тем жизненнее создаваемый образ»[1].

Последующие авторы, предпринимая очередные попытки исследовать жизнь Иисуса, будут находить все новые и новые грани и пласты, анализировать их уже с учетом своих мировоззрения, жизненного опыта и знаний. Но достичь абсолютной истины не дано никому из людей.

Михай Мункачи никогда не увидел вместе все три своих полотна. Но их увидел мир. Музей Дери, Дебрецен. Венгрия.
Михай Мункачи никогда не увидел вместе все три своих полотна. Но их увидел мир. Музей Дери, Дебрецен. Венгрия.

[1] Швейцер А. «Вопрос об историчности Иисуса», перевод выполнен Е. Элбакян по изданию: Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus: A Critical Study of its Progress from Reimarus to Wrede. London, 1936, С. 377.