Найти тему
ТыжИсторик

Самый главный одеколон

Автор Elci.

Один из вариантов современного вида самого главного одеколона от фабрики "Новая заря". Фото из открытых источников
Один из вариантов современного вида самого главного одеколона от фабрики "Новая заря". Фото из открытых источников

"Тройной одеколон" - самый старый из ныне выпускаемых продуктов Новой зари: его делали еще при Генрихе Брокаре. Для пущей важности Новая заря упоминает в своей современной рекламе аж Наполеона, но тот не имел прямого отношения к нашему "Тройному", хотя кое-что для одеколонов как таковых он все-таки сделал.Во-первых, распорядился, чтобы были обнародованы все рецепты лекарств, к каковым до начала 19 века относилась и "кельнская вода" (ее употребяли как какой-нибудь "бальзам Битнер") - и тогда производители одеколона, чтобы сохранить коммерческую тайну, объявили его парфюмерно-косметическим средством. А во-вторых, наполеоновские войска, подцепившие в Германии моду на одеколон, разнесли ее по всей Европе. На этом все, "Тройной" в наполеоновской истории никак не фигурировал.

"Тройной" - Triple от Piver. Фото из открытых источников
"Тройной" - Triple от Piver. Фото из открытых источников

Поначалу настоящий одеколон - Eau de Cologne, т.е. "кельнская вода" - был только один, фирмы Farina, и именно его запах пытались воспроизвести все подражатели. Но со временем одеколон превратился в отдельный жанр, разные производители стали предлагать свои варианты аромата и придумывать для них завлекательные названия. Кто первым предложил назвать одеколон "Triple", т.е. "Тройным", сейчас уже сложно установить, но многие европейские парфюмерные фирмы продавали продукт с таким названием - в качестве примера можно привести L.T.Piver. Есть две версии появления названия "Тройной". Согласно первой, так производители подчеркивали, что используют для ароматизации целых три наименования цитрусовых масел: апельсина, лимона и бергамота. Согласно второй, концентрация душистых веществ в тройном одеколоне была в три раза выше, чем в обычном.

Страница из дореволюционного каталога Сiу и Ко. Фото из открытых источников
Страница из дореволюционного каталога Сiу и Ко. Фото из открытых источников

"Тройные", а также "Двойные" и даже "Чертверные" фигурировали в каталогах почти всех дореволюционных российских производителей. А вот реклама их попадается редко - потому что это был недорогой товар. К дорогим относились всевозможные "Цветочные" одеколоны, для которых зачастую и упаковку придумывали необычную или, например, "Северный". А "Тройной" был базовым, гигиеническим - т.е. предназначенным не для, как сейчас принято говорить, "создания образа", а для освежения и дезинфекции. Именно эти качества, освежение и дезинфекция, и обеспечили ему долгую жизнь: в первые годы после Октябрьской революции парфюмерные фабрики сосредоточились на производстве мыла и гигиенических одеколонов - точно так же они поступили во время Великой Отечественной войны, и главным одеколоном был именно "Тройной".

Реклама "Тройного", 1930-е гг. Фото из открытых источников
Реклама "Тройного", 1930-е гг. Фото из открытых источников

"Тройной", как сода, имелся практически в каждом доме. Он массово применялся в качестве средства после бритья, а также как подручное медицинское средство: для обработки небольших ранок (ссадин, царапин, комариных укусов), для компрессов, для обтираний при переохлаждении и солнечных ожогах, в качестве горючего для медицинских банок. Использовали его для протирки магнитофонных головок и заправки фломастеров.

Реклама "Тройного", СССР. Фото из открытых источников
Реклама "Тройного", СССР. Фото из открытых источников

"Тройной" производили все без исключения советские парфюмерные фабрики - даже славившийся изысканной продукцией Дзинтарс.

"Тройной" от Дзинтарса на аукционе "Мешок". Фото из открытых источников
"Тройной" от Дзинтарса на аукционе "Мешок". Фото из открытых источников

Репутацию "Тройного" одеколона очень сильно подпортила его популярность как заменителя водки - особенно во времена горбачевского сухого закона. Возникла стойкая ассоциация "Тройного" с дешевым алкоголем - многим стало казаться, что от "Тройного" разит спиртом. К тому же начиная с 1950-х советские фабрики выпускали все больше и больше одеколонов более выского класса - не гигиенических, а фантазийных, которые использовались женщинами в качестве дневных духов, а мужчинами в качестве основного парфюмерного средства. К 1980-м мужские советские одеколоны вышли на совершенно иной уровень - это уже была настоящая высокая парфюмерия: "Эдгар", "Миф", "Консул", "Арбат", "Сардоникс", "Саша" и т.д. В них содержался более высокий процент ароматических композиций и веществ-фиксаторов, продляющих звучание, а спиртовое начало было очень сильно смягчено. Но большинство потребителей просто не понимали, что эти одеколоны и "Тройной" - продукты разного предназначения, и не стоит их сравнивать.

"Тройной", 1970-е гг. Фото из открытых источников
"Тройной", 1970-е гг. Фото из открытых источников

Между тем аромат "Тройного" довольно приятный - это слегка измененный вариант исторической "Кельнской воды". Согласно учебнику для парфюмеров пирамида советского "Тройного" одеколона выглядела так:

начало - нероли, бергамот, лимон;

середина - розмарин, лаванда, роза, иланг-иланг, жасмин;

база - бензоин, мускус.

"Тройной" одеколон исторически не содержал дорогих ингредиентов - душистые вещества на основе цитрусовых довольно дешевы, так что и в современной версии новозаревского "Тройного" одеколона использованы натуральные масла.

"Тройной" от фабрики "Северное сияние", 1960- е гг. Фото из открытых источников
"Тройной" от фабрики "Северное сияние", 1960- е гг. Фото из открытых источников

Моя бабушка использовала "Тройной" от ломоты в коленях, говорила - помогает. Большой, цилиндрический флакон стоял на трельяже. Запах мне казался ужасным, а недавно на развале городской "блошки" увидела флакон, знакомый запах вышиб слезу, то ли от ностальгии , то ли от стойкой резкости. Но это уже винтаж, причем такой, что у каждого ребенка, рожденного в СССР с ним связаны дорогие воспоминания.

Автору и кошке Матрешке на винтаж

https://yoomoney.ru/bill/pay/9eJKYgFfto4.221222

Рекомендуем, если ищете, что почитать:

-9

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.

И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой