Опять.
Опять взрослые ругались на кухне за закрытой дверью, думая, что Лиза уже давно спит и не слышит их. Но девочка не спала. Она сидела на кровати в своей комнате, прижимая к себе свою верную защитницу - большую плюшевую собаку Звездочку - и тихо плакала.
Родители в последний год часто ссорились. И всегда речь шла о какой-то породе. Когда Лиза рассказала про это своей детсадовской подружке, та с деловым видом заявила:
- Наверное, они хотят купить тебе собаку. Вот и спорят, какая порода нужна.
Эти слова вселяли надежду, потому что Лиза уже давно мечтала о четвероногом друге, но мама с папой всегда говорили твердое "нет".
- Лиза, а ты подумала, кто будет гулять с твоим Бобиком? - строго спрашивала мама. - А кормить? А вычесывать? Водить к ветеринару?
- Я! - радостно кричала девочка. - Я буду!
- Ну уж нет, - возражал отец. - Никаких животных в доме. Вот будешь жить сама, хоть сто собак заводи.
И вот Лиза часто мечтала, что скоро вырастет, купит себе большой дом и заведет там столько собак, сколько захочет, и никто ей не запретит это сделать. А пока остается только ждать этого счастливого момента. Но если родители не разрешают заводить щенка, то почему же они обсуждают его породу? Лиза этого не понимала, но понимала одно - ей не нравилось то, что творилось в ее семье.
А потом вообще случилось нечто странное - мама забрала Лизу из садика, но вместо того, чтобы, как обычно, пойти домой через парк, они направились прямиком к дому.
- Мама, а погулять? - обиделась девочка.
- Не сегодня, Лизок, - вздохнула женщина. - Нам надо собирать вещи.
- Мы уезжаем?!
- Да.
- Куда? Зачем? Я не хочу! - расплакалась Лиза.
Мама остановилась присела на корточки рядом с дочерью и обняла ее.
- Солнышко, так надо. Я потом тебе все расскажу. Но сейчас надо торопиться, скоро за нами приедет дедушка.
Лиза не понимала, что происходит, но мысль о поездке к бабушке с дедушкой ее немного подбодрила - она обожала гостить у маминых родителей.
Добравшись до квартиры, они с мамой кое-как побросали в чемоданы самое необходимое. Дедушка приехал где-то через час и был очень хмурым и мрачным. Он молча отнес багаж в машину, посадил на заднее сиденье дочь и внучку, и они двинулись в дорогу.
Бабушка с дедушкой жили в соседнем городе, до которого нужно было ехать около трех часов, поэтому добрались уже поздно вечером. Лизу накормили ужином и уложили спать, но она долго ворочалась в обнимку со Звездочкой и никак не могла уснуть - слишком много вопросов хотелось задать маме! Но девочка понимала, что все завтра. Не зря же в сказках всегда говорят "утро вечера мудренее"?
Утро выдалось теплым и солнечным. Казалось, это была обычная поездка к бабушке с дедушкой - все у них дома было, как всегда. Лиза даже почти забыла, как им с мамой вчера пришлось спешно паковаться и на ночь глядя уезжать из дома.
Проснувшись, девочка обнаружила, что мамы с бабушкой нет.
- Они пошли в магазин, - сказал дедушка. - Давай-ка, быстро умывайся, чисти зубы и завтракать! А потом мы пойдем в парк.
Пока Лиза совершала свои водные процедуры, дедушка приготовил ей горячие бутерброды. Расправившись с завтраком, она быстро оделась, и они вдвоем отправились на прогулку.
Вернулись только после полудня. Мама с бабушкой уже были дома и готовили обед. Увидев маму, Лиза бросилась к ней с расспросами, почему они уехали, когда вернутся обратно и почему папа остался дома.
- Лизонька, просто мы очень по вам соскучились и попросили приехать, - с улыбкой ответила бабушка, но мама ее остановила:
- Мам, не надо. Она все равно все узнает, так что я скажу правду.
- Ох! - вздохнула бабушка, вытирая руки о передник. - Только ты... помягче, ладно?
Мама отвела Лизу в ее комнату, закрыла дверь и сказала:
- Лиза, понимаешь, случилось так, что... в общем, теперь мы будем жить здесь.
- Всегда?! - испугалась девочка. - А папа? Он тоже будет жить с нами?
- Нет, дочь. Папа с нами больше жить не будет.
- Но почему? - на глазах у Лизы выступили слезы.
- Потому что папа и его мама, твоя вторая бабушка, нас больше не любят.
- Не любят? Мы сделали что-то плохое???
- Нет. Мы ничего плохого не делали. Ни я, ни ты. Просто... они не любят нас за то, что ты на них не похожа.
- Разве можно не любить человека за то, что он на кого-то не похож? - шмыгнула носом Лиза.
- Выходит, что можно, - вздохнула мама.
- Ах так??? - рассердилась Лиза и топнула ногой. - Тогда я их тоже не люблю! Потому что они на трансформеров не похожи!
Мама лишь грустно улыбнулась.
Началась новая жизнь на новом месте.
Первые полтора года Лиза с мамой жили у бабушки с дедушкой, а потом переехали в свою квартиру. Девочка иногда вспоминала папу с бабушкой, но потом вычеркнула их из своей жизни. Тем более, когда она училась в третьем классе, мама снова вышла замуж, и у Лизы появился настоящий защитник и лучший друг. "Почему ж дядя Женя меня любит, хотя я совсем-совсем на него не похожа и он мне вообще не родной?" - иногда думала она.
Эмма Альбертовна нарадоваться не могла на новорожденную внучку. Особенно ее умиляли голубые глазенки и светлые пшеничные кудряшки.
- Ну вся в нашу родню! - умилялась бабушка.
Отец Лизы Михаил и его родители действительно были голубоглазыми и светловолосыми. У Лизиной мамы, Анны волосы имели красивый медный оттенок, а глаза были карими.
Однако с возрастом внешность девочки начала меняться - волосы потемнели, сменив оттенок на темно-русый, а глаза из голубых стали серыми. И вот тогда-то в семье начались проблемы.
Тревогу забила бабушка:
- Это где ж такое видано? Отец - блондин, мать - рыжая, а ребенок темноволосый!
- Так это она в мою маму, - пыталась объясниться Анна.
Но зернышко раздора уже попало в плодородную почву. Вместо того, чтобы любить и баловать внучку, как это было раньше, бабушка теперь постоянно искала в ней изъяны как доказательства того, что Лиза - не их родная кровь. И ножки-то у нее "иксиком", и нос длинный, и наглая больно.
- Нет, не наша Лизка, не наша! - сокрушалась бабушка. - Вот нутром чую, что другим ветром ее надуло. Порода не чувствуется.
Масла в огонь подливала и Ленка, сестра мужа, практически напрямую заявляя, что Анна изменила ее брату, когда тот был в длительной командировке.
- Ты два и два в голове сложи! - говорила она Мише. - Пятнадцатое апреля минус девять месяцев получается что? Июль получается! А ты почти весь июль на Дальнем Востоке проторчал.
- Но Анька ж сказала, что Лизка на две недели раньше родилась... - недоумевал отец. - Да и медицинские бумажки показывала.
- А! - махнула рукой Ленка. - Сейчас врачи-рвачи такие, что ты им на лапу дай, они тебе в этих бумажках что хошь напишут.
В семье начались скандалы. Анну прямым текстом обвиняли в том, что она нагуляла дочь на стороне. Усугублялось всем тем, что Анна работала в одной конторе со свекровью, и через какое-то время коллеги начали ехидно перешептываться у нее за спиной. Это было уже слишком, и она вызвала мать мужа на откровенный разговор.
- Эмма Альбертовна, - сказала она, - вы уже переходите все мыслимые и немыслимые границы! Лиза - дочь вашего Миши. Я люблю мужа, и мне противно даже от самой мысли об измене ему! К тому же, меня ни разу никто не видел с другими мужчинами.
- Если не видел, это не значит, что ничего не было, - фыркнула свекровь.
- Я прошу вас прекратить распускать обо мне грязные сплетни на работе, - решительно сказала Анна. - Вы позорите меня перед коллективом!
- Ах, это Я тебя позорю??? - взвизгнула Эмма Альбертовна. - А ты нашу семью не позоришь? Уже полгорода знают, что Лизка ни на кого из вас не похожа! И ты еще смеешь мне что-то говорить?! Да таким, как ты, раньше ворота дегтем мазали и голыми по всей деревне плетьми гнали! Повесила на моего сына чужую грязную кровь и делает вид, что так и надо...
- Знаете, Эмма Альбертовна, видимо, одержимость чистотой крови - это ваша национальная черта, - сухо произнесла Анна. - Только вот в прошлый раз ничем хорошим это не закончилось.
Оставив свекровь задыхаться от возмущения, она направилась прямиком в отдел кадров писать заявление по собственному. Она понимала, что после такого заявления Эмма Альбертовна, немка по происхождению, житья ни ей, ни дочке не даст. Конечно, можно было и воздержаться от такой грубости, но Анна почувствовала - это была последняя капля, и больше так продолжаться не может. Ей надоело, что ее пытаются выставить в таком свете, надоело постоянно ругаться с мужем, надоело, что от этого страдает Лиза.
поэтому Анна решила вопрос радикально - уволилась с работы и на следующий день вместе с дочерью вернулась в родной город к родителям.
Дочери она все рассказала, когда та подросла. Лиза лишь покрутила пальцем у виска - она часто просматривала семейные альбомы и действительно была очень похожа на свою бабушку по маминой линии, просто одно лицо. И да, бабуля в детстве тоже была светловолосой и кудрявой, но потом внешность поменялась - пшеничные локоны стали прямыми и темными.
Узнав, из-за какой глупости распалась ее семья, Лиза окончательно выбросила отца и его родню из своей жизни - у нее и так рядом были любящие и заботливые люди.
Эпилог.
"Еще один день, еще одна дневная норма руды..." - устало думала Лиза, выходя из офисного здания. Этот день вымотал ее эмоционально и физически, хотелось лишь доползти до кровати и забыться сном до утра. Игорь уже забрал Олежку с хоккея и обещал приготовить ужин. "Не хочу есть, - думала Лиза, вызывая такси. - Так, может поклюю немного и сразу в кровать". Радовало то, что завтра выходной, можно будет отлично выспаться и отдохнуть. "Раньше полудня из комнаты не выйду!" - твердо решила Лиза.
Внезапно ее размышления прервал телефонный звонок. "Опять эти дундуки не могут найти нужный выход?!" - раздраженно подумала она, решив, что это очередной незадачливый таксист никак не может припарковаться.
Но это был не таксист.
- Лиза! Доченька! - раздался в трубке незнакомый мужской голос.
- Вы ошиблись номером, - сказала Лиза, но мужчина продолжил:
- Ну как это ошибся! Лиза Кольцова, родилась в мае 1987 года, в детстве любила мультики про трансформеров и пюре с печенью трески...
Лиза замерла. Да, ошибки быть не могло: если по этим роботам фанатели почти все дети в те годы, то любовью к подобному сочетанию продуктов отличались немногие. И знала о Лизкиных кулинарных пристрастиях только ее семья. Частью которой когда-то был ее отец.
И вот сейчас, спустя больше тридцати лет так странно слышать его голос... Голос чужого человека из того времени, которое Лиза уже давно забыла.
- Чего ты хочешь? - спросила она.
- Ну вот... - обиделся Михаил. - Разве так обращаются к родному папе?
- Ах вот оно как, - усмехнулась Лиза. - Родной папа, значит. То "не наша порода", а теперь вон как запел. Чего это ты про наше родство вспомнил спустя столько лет? Деньги нужны?
- Лиз, ну не надо так! Давай лучше встретимся, выпьем чаю, поболтаем? Я слышал, у тебя квартира на Комсомолке, двухуровневая... Давай я к тебе в гости зайду? С тортиком?
- Не зайдешь, - резко ответила Лиза. - Забудь о моем существовании навсегда! Я тебе не дочь, а ты мне не отец. Свободен!
С этими словами Лиза сбросила звонок и добавила номер в черный список. Ее трясло так, что телефон едва не выпал из рук. Хорошо, что наконец-то подъехала машина, и по дороге домой она хоть немного успокоилась.
Игорь сразу заметил, что с Лизой что-то не то. У нее не было секретов от супруга, поэтому она рассказала ему все, как есть.
- Могу поговорить с ним по-мужски, - угрожающе улыбаясь, произнес он.
- Не надо, - устало отмахнулась Лиза. - Это с мужчиной можно говорить по-мужски, а этот... Всё, не хочу про него больше. Хочу горячую ванну, а потом спать.
- Давай, иди отмокать, - сказал Игорь и поцеловал жену в лоб.
Проходя мимо детской, Лиза заглянула к сыну:
- Привет, чем занят? - спросила она.
- Да вот, стих учу, - обреченно вздохнул Олежка.
- Молодец. А что за стих?
- Маяковского, про лошадь.
- И много выучил?
- Почти всё. Вот, слушай: "Деточка, все мы немножко лошади, и каждый из нас по-своему лошадь!"
Лиза печально усмехнулась. Да уж... А ведь до сих пор живут на свете люди, которые людей оценивают, как породистых лошадей - внимательно осматривают окрас, форму зубов... И самое гадкое - когда это твои же близкие люди.
Лизе стало так противно, что она поспешила залечь в ванну, чтобы смыть с себя эту грязь.
В выходные она отлично отдохнула, а потом все же решила навести справки о своем биологическом папаше.
Она оказалась права - у него действительно были финансовые проблемы. После развода с Анной Михаил еще два раза был женат и в каждом браке у него было по ребенку. С третьей женой он развелся совсем недавно и так вышло, что остался гол как сокол - в том браке он фактически жил за счет жены, а все свое имущество радостно разбазарил. Пришлось возвращаться к матери, которая была этому явно не рада - в ее трешке и так жила дочь с мужем и двумя детьми.
В этой "Вороньей слободке" ни дня не проходило без криков и скандалов. Михаил ломал голову, как же все исправить, и в конце-концов вспомнил про дочь. Он узнал, что Лиза замужем, они хорошо зарабатывают и живут в престижном жилье. "А ты богатенький Буратино, - усмехался Михаил, разглядывая фотографии жилищного комплекса, в котором проживает его дочурка с семьей. - Пора выбивать из тебя четыре сольдо".
Но план не удался - Лиза даже толком слушать не стала. Но ничего. Мишаня не из тех, кто сразу сдается! Он ведь и в суд пойти может. Вот тогда и стрясет с Лизки по полной - и денежное содержание, и квартиру. Колян говорил, что если родитель безработный, то дети должны обеспечить его жильем и денежным довольствием. А Колян врать не станет - у него брат в какой-то юридической конторе охранником работает, он все эти хитрости знает. Так что прямо завтра - в суд, да-да! Но сначала надо здоровье поправить.
Окрыленный такими перспективами, Михаил направился в ближайший пивняк. У него оставалось не так уж много с последней халтуры, но на два литра должно было хватить. В конце-концов, он может себе позволить некоторые вольности! Ведь скоро в его жизни настанут самые удивительные перемены...