Окончание. Начало здесь: https://dzen.ru/a/ZPb1MLpPP2BbALF8, продолжение здесь: https://dzen.ru/a/ZPh6Ut5E7C2ORlSl
Комедии Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского.
«Берегись автомобиля»
Что в реальности. Этот сценарно-режиссёрский дуэт можно назвать настоящими рекордсменами в перенесении трагикомичных историй из жизни на экран.
Эльдар Рязанов вспоминал, что ему как-то рассказали о человеке, который «угонял частные машины у людей, живущих на нечестные, нетрудовые доходы, продавал их, а вырученные деньги переводил в детские дома».
Соавторы заинтересовались этим современным Робин Гудом и попытались ознакомиться с его уголовным делом. Но увы, никакого дела они так и не обнаружили. Зато увлеклись и написали сценарий, по которому сняли одну из самых лучших и любимых советских комедий «Берегись автомобиля».
Ну а публика приняла историю как совершенно правдоподобную и реальную. Ходили слухи, что прототип Деточкина живёт то ли в Москве, то ли в Ленинграде, то ли в Одессе, и находились даже люди, его видевшие или знавшие лично. А у кого-то он даже снимал квартиру во время своих криминальных вояжей по стране.
Киноверсия. Главный герой картины Юрий Деточкин получился немного Дон Кихотом, немного князем Мышкиным, немного трогательным персонажем немых фильмов Чарли Чаплина - в общем, не от мира сего. Очень сомнительно, чтобы такой герой мог существовать в реальной жизни, но успех к фильму пришёл невероятный – во-первых, благодаря лихо закрученному сюжету и изумительным актёрским работам, а во-вторых, как выяснилось, в советском обществе уже к 60-м годам был сформирован запрос на социальную справедливость, и такой герой, как Деточкин, оказался очень кстати.
«Ирония судьбы, или с лёгким паром»
Что в реальности. Началось с того, что Рязанову и Брагинскому рассказали про человека, который после бани имел неосторожность забежать к друзьям на вечеринку. Он с готовностью подключился к веселью и скоро уже лыка не вязал. Шутники-приятели решили развлечься: они отвезли свежевымытого гостя на вокзал, купили билет до Ленинграда, закинули его невменяемого на верхнюю полку поезда и были таковы.
К утру бедолага проспался и обнаружил себя в городе на Неве стоящим на привокзальной площади с портфелем, банным веником в руках и монетой достоинством 15 копеек в кармане.
Киноверсия. Что было ночью, знают и будут знать многие поколения зрителей, хотя для самого путешественника поневоле всё закончилось будничным возвращением домой. Но не для Жени Лукашина, который новогодним авиарейсом прилетел прямо к своему личному ленинградскому счастью. Да, 90% сюжета выдумали сценаристы Рязанов и Брагинский, но начало ему положил вполне реальный случай. Граждане, сделайте выводы и не напивайтесь до бесчувствия. Или напивайтесь, если хотите приключений.
«Вокзал для двоих»
Что в реальности. Об истории, которая легла в основу сценария этого фильма, творческая Москва узнала задолго до его выхода на экраны. У композитора Микаэла Таривердиева был роман с актрисой Людмилой Максаковой. Пара попала в ДТП. Вот как описывает случившееся со слов мужа вдова композитора Вера Таривердиева: «Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулём его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили — освободили по амнистии».
Но сама Людмила Максакова категорически отрицала своё участие в происшествии: «Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было».
По её версии, Таривердиев был пьян и в темноте наехал на 16-летнего подростка. В ужасе композитор сбежал с места ДТП, но его разыскали пассажиры «Волги» и убедили вернуться. Молодой человек погиб, а Таривердиев в качестве наказания получил те два года, пока шли разбирательство и суд. Отношения композитора и актрисы распались, никакого продолжения романа не случилось.
Киноверсия. Рыцарский поступок Таривердиева прямо-таки просился на экран. Сценаристы Рязанов и Брагинский придумали не менее романтичное продолжение этой истории: музыкант (а кто же ещё?) Платон вот-вот отправится отбывать наказание вместо своей красавицы жены, а пока знакомится с провинциальной вокзальной официанткой Верой. Вспыхивают взаимные чувства, хотя официантке Вере до привычного Платону образа жизни и его жены, которая в телевизоре с красивой причёской и упакованная по последнему писку моды вещает про погоду, как до Луны пешочком.
Вера звонит жене Платона, но та заявляет, что вообще не водит машину.
«Гараж»
Реальность и киноверсия. В этом фильме Рязанову ничего не нужно было придумывать, достаточно было перенести реальные события на бумагу. Что они с Брагинским и сделали.
Эльдар Александрович состоял членом гаражного кооператива, на очередном собрании которого застрял против обыкновения на много часов. Случилось сокращение земельного участка под кооператив, и правление заранее наметило тех, кому было суждено на этот раз остаться без гаража. По понятным причинам оставшиеся в списках такому решению были рады.
«Я приехал домой после собрания как оглушённый. Ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там они проявили себя совсем с другой стороны. Я увидел сборище людей, лишённых совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив некрасивость и уродливость лиц,» – так вспоминал режиссёр свои впечатления.
Себя Рязанов изобразил в роли профессора Смирновского. Учёный муж осознаёт всю подлость происходящего, но из страха за свой гараж молчит и за исключённых пайщиков кооператива предпочитает не вступаться.
Позже Эльдар Александрович напишет в своей книге «Неподведённые итоги»: «Мне было мучительно стыдно за своё поведение на этом собрании. Но если я не решился вступиться за невинно пострадавших тогда, то постарался это сделать, поставив «Гараж». Этим фильмом я стремился загладить свою личную вину, компенсировать трусость, общественную пассивность, проявленные мной на том собрании. Постановка «Гаража» была для меня самого необходима как человеческое самоутверждение.»