Тревожные состояния, а точнее работа психолога с проблемами тревожного спектра, - обширная тема, о которой непросто рассказать кратко. Я попытаюсь осветить лишь некоторые важные детали, поскольку считаю, что более ясное их понимание способно принести облегчение тем людям, для кого этот вопрос сейчас актуален. В какой-то момент может возникнуть идея, будто банальный совет «не парься» окажется эффективной поддержкой тревожащемуся человеку. Но не спешите с выводами - дочитайте до конца. Я объясню, почему это клише из бытовой психологии, на самом деле, не работает и какие способы снижения тревожности смогут действительно помочь.
Сразу хочу обратить внимание, что говорить я буду именно о тревоге. Депрессия, а также страхи (фобии) - отдельные предметы для обсуждения, хотя и во многом очень близкие. Кстати, если Вы поймали себя на мысли, что не понимаете разницы между тревогой и страхом, то самое время прояснить их отличие. Ведь уже здесь скрыта первая подсказка для тех, кто ищет ключ к изменениям. У страха всегда есть объект, вызывающий эту неприятную эмоцию (представляющий реальную или предполагаемую угрозу человек, живое существо, опасное явление природы или социальная ситуация). Тревога же - это обезличенный страх. То есть такой страх, испытывая который человек не может четко определить сам и сказать другим, чего именно он боится. Человек просто испытывает сильное беспокойство и не знает почему с ним это происходит (хотя, конечно, может смутно догадываться, строить на этот счет различные версии, объяснения и предположения разной степени достоверности). Сегодня я рассматриваю именно такие случаи.
Панические атаки, которыми, к слову, я когда-то страдал сам и смог от них полностью избавиться при помощи немедикаментозной (разговорной) психотерапии, - это всего лишь максимальная сила, предельная выраженность эмоции, о которой мы говорим, высшая степень проявления тревоги. На другом конце шкалы - в самом низу - находится волнение - оно считается совершенно естественной и даже необходимой для жизни реакцией на ситуации, предполагающие риск неудачи.
В первые годы после открытия своей частной практики я регулярно посещал семинары доктора психологии, профессора Вильнюсского университета Римантаса Кочюнаса, который объяснял собравшимся тему тревоги через метафору бутерброда. Как видный представитель экзистенциальной школы психотерапии, он много говорил о, так называемой, «экзистенциальной тревоге», связанной с поиском ответов на вечные вопросы о смерти и конечности жизни, о необратимом ходе времени, базовом одиночестве (в том смысле, что никто не сможет влезть в нашу шкуру и посмотреть на мир нашими глазами, проникнутся нашими чувствами), необходимости делать выборы и, выбирая в силу тех или иных обстоятельств что-то одно, вместе с этим упускать бесконечные миллиарды других потенциально доступных нам возможностей, среди которых, наверняка были очень даже неплохие… Эта тревога присуща всем нам и от нее человек вряд ли когда-нибудь будет избавлен, пока он жив, пока размышляет о происходящем внутри себя, о происходящем вокруг и остается человеком.
Вместе с тем, поверх экзистенциальной тревоги, есть еще один слой тревоги - и именно его можно скорректировать, а проще говоря уменьшить в процессе психотерапии. Этот слой можно назвать «тревогой о тревоге». Некоторые люди довольно часто и сильно тревожатся именно из-за того факта, что у них есть описанная выше экзистенциальная тревога, которую они ощущают, но не могут осмыслить. Они думают, что с ними что-то не так. Что они больны или не справляются с вызовами жизни. Они недовольны собой и обстоятельствами, в которых находятся. И именно от этого, зачастую, больше всего и страдают. Такие ошибочные установки (если они действительно ошибочны) можно менять, если помочь человеку научиться различать эти два вида тревоги, помочь принять данность, что некоторый уровень беспокойства при столкновении с определенными вопросами или обстоятельствами совершенно нормален. По моим наблюдениям люди вообще довольно часто тревожатся по поводу своих (и не только своих) чувств, которые, как им кажется, у них быть не должно.
Еще один момент, о котором важно упомянуть, связан уже не с психологией, а с медициной. Но я считаю, что хороший психолог обязательно должен проговаривать его своим клиентам. Бывает так, что тревога имеет не психологическую, а органическую причину, то есть может быть вызвана нарушениями в работе внутренних органов (например, щитовидной железы), дефицитом в организме различных микроэлементов (например, железа) или витаминов (например, Д и В). Игнорируя этот фактор, можно годами искать глубинную причину своей тревоги и ничего не найти, тогда как решение вопроса, возможно, имеет довольно простое решение, заключающееся в восполнении недостающих организму веществ. Но прием любых препаратов нельзя начинать по принципу «а не попить ли мне вот это» - так можно еще больше усугубить ситуацию. Любое лечение должен назначать врач на основании проведенного обследования, и психологу стоит рассказать клиенту о такой возможности.
Если Вам показалось, что снизить уровень тревоги о тревоге мог бы многократно повторяемый совет-внушение «не парься», то вынужден возразить - это так не работает. Когда Вы говорите подобные вещи другому (думаю, это не так, но предположим, что Вы бы их говорили), Вы лишь подливаете масло в огонь, обесценивая чувства человека, которые он испытывает. Вы как будто утверждаете, что его чувства неправильные. Тогда как в действительности у человека не может быть никаких «неправильных чувств» (если речь не идет о медицинском диагнозе). В норме есть лишь неадаптивные интерпретации происходящего. Эти неадаптивные интерпретации вызывают у человека болезненные чувства, которые в подходящих условиях должны помогать справиться с ситуацией. Но если на ситуацию можно посмотреть по-другому, то есть если возможны другие интерпретации - адаптивные, то оказывается, что без болезненных эмоций вполне можно обойтись. Когда Вы помогаете прояснить ситуацию, осознать разные виды тревоги и возможность разных интерпретаций этих обстоятельств, Вы не обесцениваете реакции другого человека, не подвергаете сомнению адекватность его или ее реакций, а помогаете самому или самой увидеть ситуацию «как есть» и по собственной воле решить, что тревога о тревоге того не стоит.
Эту непростую внутреннюю работу отчасти можно выполнить самостоятельно. Но гораздо быстрее и эффективнее было бы воспользоваться помощью психолога.
Алексей Кондрашов,
психолог, пси-трекер, социальный специалист
консультант Частного телефона доверия 2000-122 для взрослых в СПБ
По поводу консультаций и пси-трекинга обращайтесь, пожалуйста, в личные сообщения: https://vk.com/teldover
🟢🤍