О том, как идет работа над легким вертолетом «Ансат» в российской комплектации, рассказал главный конструктор ОКБ Казанского вертолётного завода холдинга «Вертолеты России» Алексей Гарипов.
«Ансат» − первый российский вертолет, полностью сконструированный и построенный в постсоветское время. Эта машина достаточно неприхотлива в обслуживании, проста в управлении и легко меняет свое назначение с помощью съемного оборудования: от доставки грузов и перевозки пассажиров до экстренной медицинской помощи. При этом «Ансат» продолжает совершенствоваться. Вертолет получил новый медицинский модуль, кювез для перевозки новорожденных и инфекционный бокс, позволяющий безопасно транспортировать пациентов.
Новые двигатели для «Ансата»
Идея создания легкого вертолета появилась в начале 1990-х, для этого специально было создано опытное конструкторское бюро. Первый полет «Ансат» совершил в августе 1999 года.
Серийное производство вертолетов стартовало в 2009 году. Сейчас построено 9 прототипов и более 130 серийных вертолетов «Ансат». Авиакомпании, работающие в области медицины, заинтересованы в этих легких машинах больше всего: Национальная служба санитарной авиации, «Русские вертолетные системы» и другие. Вертолёт хорошо известен за рубежом, например, Республика Сербская приобрела три вертолета, машину также активно используют в Туркменистане.
В свое время для «Ансата» выбрали двигатели PW207K, которые производит компания Pratt&Whitney Canada. Поставки этих двигателей в Россию остановились в марте 2022 года. Сейчас производство вертолетов продолжается с канадскими двигателями, которые были зарезервированы на складах завода.
Новые двигатели для «Ансата» разрабатывает и производит
предприятие ОДК-Климов в Санкт-Петербурге. Двигатель ВК-650В создавался для специальных вертолетов взлетной массой до 4 тонн.
Новый двигатель по своим характеристикам превосходит западные образцы. Например, по сравнению с иностранными аналогами ВК-650В будет обладать большей взлетной мощностью и лучшими удельными характеристиками. Сертификат типа на этот мотор будет получен в 2024 году.
Изготовление двигателей петербургское предприятие ОДК-Климов ведет в тесной кооперации с другими предприятиями. В частности, детали и узлы компрессорной группы и вала свободной турбины двигателя ВК-650В изготавливает московское предприятие «ММП имени В.В. Чернышева», узлы горячей части традиционно изготавливаются на уфимском предприятии ОДК-УМПО. Серийные поставки ВК-650В вертолётостроителям намечены на 2025 год.
Ресурс у двигателя как и у PW207K – 3 тысячи часов. Ресурс будет нарабатываться поэтапно, например, изначально «Ансат» выходил на рынок с ресурсом 500 часов, а сейчас имеет 16 тысяч. Для этапа испытаний Казанский вертолётный завода получит двигатель с ограниченным ресурсом, который будет поэтапно увеличиваться.
Нужно отметить, что инженерные испытания двигателя ВК-650В успешно завершены и достигнуты все основные технические параметры.
До конца этого года Объединенная двигателестроительная корпорация планирует изготовить десять опытных экземпляров новейшего вертолетного двигателя ВК-650В. Четыре из них будут задействованы в летных испытаниях в составе вертолета «Ансат».
«Ансат» - эталон импортозамещения
Одновременно с заменых двигателей было принято решение заменить все импортные комплектующие «Ансата», включая рулевые машинки автопилота, подшипники, различные датчики, кресла пилота и пассажиров, дверные замки на отечественные. В планах в 2024 году получить «Ансат» в полной российской комплектации. Силуэт останется прежним – «Ансат» вы ни с каким другим вертолетом не перепутаете.
При создании машины ряд ключевых компонентов не имел российских аналогов: двигатель, элементы системы управления, рулевые машинки автопилота. Поставщики авионики также использовали импортные детали. Серьезный вызов - компоненты системы управления и автопилота. Первые проработки в этом направлении сделаны еще в 2015 году.
В ряде случаев конструкторы вынуждены переходить на более габаритные компоненты, которые применяются в машинах среднего класса. Например, в целях унификации используются компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), применяемые на других машинах. На модернизированном «Ансате», который сертифицирован в конце 2022 года, уменьшили вес, сейчас этот показатель немного пошел вверх. Делается всё, чтобы этот рост был минимальным, в том числе за счет перекомпоновки. Это тяжелая работа – соблюсти баланс: где-то увеличить вес деталей, а где-то его снизить.
Например, аэродинамика на новых лопастях несущего и рулевого винтов позволит увеличить взлетный вес с 3600 до 3800 килограммов. Кстати, изначально в них применялся импортный материал, сейчас переходим на отечественный аналог, созданный ВИАМ (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов). Важно, что на этих лопастях мы освоили совершенно новую технологию одношагового формования. Ее отрабатывали долго, и полностью силами завода. Идет подготовка к испытаниям нового несущего винта в Центральном аэрогидродинамическом институте. А вот новый рулевой винт уже успешно прошел испытания, сейчас готовимся к установке на прототип для проведения летных испытаний.
Модернизированый «Ансат» сертифицирован с дальностью 660 километров. Все наработки в полном объеме перенесены на импортозамещенную версию.
Модификаций вертолета было две: типовая – «Ансат» с аналоговой приборной доской и «Ансат» со «стеклянной кабиной», которая создавалась для Национальной службы санитарной авиации. По бортовому оборудованию вопрос связан с унификацией авионики для всего модельного ряда продукции холдинга «Вертолеты России». Например, дисплеи сейчас от Ми-38, незначительно модифицированные. В конце 2022 года в сертификат был введен модернизированный «Ансат».
«Воздушная скорая помощь» для страны
При проектировании конструкторы учитывают нынешний опыт – сегодня парк «Ансатов» перешагнул рубеж в 100 тысяч часов налета, а лидер в компании «Вятка-Авиа» налетал уже 2600 часов. Российские заказчики получили более 90 вертолетов «Ансат», из них около 40 машин участвуют в программе развития санитарной авиации России. Вертолеты спасают людей в различных регионах страны. Санитарный «Ансат» расширяет свои возможности - медицинский модуль вертолета дополнил кювез для перевозки новорожденных. Еще одно из обновлений – инфекционный бокс, позволяющий безопасно транспортировать пациентов с инфекционными заболеваниями. Вертолет считается средством оперативной доставки пострадавшего в медучреждение с оказанием первой помощи на борту. Медицинский модуль «Ансата» способен на полный спектр реанимационных процедур прямо в воздухе, и дает возможность не упустить тот самый «золотой час» после происшествия.