Найти тему
НУАР-NOIR

Как бы камингаут молодого Такеши Китано

-2

Совсем на заре своей кино-карьеры Китано снял странную якудза-комедию «Точка кипения». И пока у нас вся страна постигала смысл 3 сентября, он пытался осмыслить 3 октября – дату, содержащуюся в оригинальном названии ленты, коя у нас известна как «Точка кипения». Это наименование в подражание классическому нуару дали уже в «западном прокате».

Фильм не совсем об организованной преступности, в привычном для нас понимании, ибо он в большей степени о «японских понятиях», которые сводятся к тому, что лучше жить вообще «без понятий». Почему? Ибо так проще, но итог будет неизменно один. К чему напрягаться, если это не имеет смысла….

Это подобно заповеди тренера бейсбольной команды, мол, не надо обгонять, даже если умеешь хорошо бегать. В данном случае командный успех – это очень важный показатель, а заодно и метафора.

Япония вообще не очень любит индивидуалистов, оттого здесь уместны пословицы в стиле «Всяк сверчок знай свой шесток». Для главного героя история начинается со стычки на заправке с каким-то мелким якудза, чей «калибр» и под микроскопом не разглядишь, но всё равно, это конфликт миров. В котором «гражданский» всегда неправ, а «бандит» - наоборот.

В набирающей обороты конфронтации, чья неспешность напоминает меланхоличные японские пейзажи, изначально ясно, что ничем хорошим история не закончится. Будь ты с понятиями, или же беспредельный как персонаж Китано – судьба уготовила один финал.

Это напоминает боевое искусство филиппинского «ножевого боя», когда не имеет смысла, пропустил ты удар или же смог поставить блок - скользящие движения с лезвием смертельны в любом случае. А потому надо просто уходить с линии движения – в это залог спасения.

Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)
Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)

К слову сказать, созданный Китано образ легковозбудимого (во всех смыслах) бандита настолько иронично убедителен, что невольно вызывает восхищение смелость актера-режиссера, решившегося примерить на себя маску этого недалекого, агрессивного и опасного как кабан в лесу анти-героя.

Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)
Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)

Из режиссерских находок Китано надо похвалить его исключительное умение показать роковую связь между причиной и следствием, которая, как правило, проиллюстрирована злоключениями незадачливого мотоциклиста, умудряющегося попадать в неприятности буквально «на пустом месте».

Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)
Кадр из фильма «Точка кипения» (1990)

Опять же позже в криминальном кинематографе получила широкое распространение метафорическое и, по сути, фрейдистское действие «на мороженку». Хотя в итоге вас подводят к мысли, что, может быть, вся эта трагическая история случилась от перенапряга мозгов главного героя, сравнимого с персонажем анекдота: «Я - не совенок, я - мышонок».