Найти тему
Вечерняя Казань

Новую Портовую мешают обустроить несовершенства законодательства

Находящуюся в печальном состоянии территорию близ Речного порта наконец обустроят. Депутаты из комитета Госсовета по жилищной политике вместе с экспертами решили своими глазами увидеть местность, на которой должна начаться долгожданная реновация. Между тем, пришлось народным избранникам услышать и о проблемах, которые мешают бизнесу участвовать в благоустройстве улицы Портовой.

Планы по обустройству «Новой Портовой» территории масштабные. Здесь хотят построить полтора миллиона квадратных метров жилья и 1,3 миллиона квадратных метров административных и коммерческих зданий. Также вдоль Волги должны обустроить 12-километровую набережную со стоянкой для маломерных судов и зеленой зоной. Несмотря на замыслы по модернизации, авторы проекта хотят сохранить и исторический колорит пространства.

-2

Но пока на территории лишь пустырь, поэтому члены комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию пошли осматривать территорию будущей застройки. Компанию им составила заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Анастасия Латыпова. Чиновница рассказывала народным избранникам о планах по реновации, а заодно и возникших проблемах, которые не решить без воли законодателей.

У казанцев всегда была мечта иметь набережную с выходом на Волгу. Мы чуть ли не единственный город на волжских берегах, у которого нет такой инфраструктуры. Но территория сложная; как только появилась возможность комплексного развития территории (КРТ), мы сразу же ей воспользовались и включили улицу Портовую в данную программу. Здесь планируется постройка объектов социальной инфраструктуры, без таких объектов люди просто не пойдут сюда. А на той территории, на которой мы стоим, будет входная зона на набережную. Именно отсюда будет начинаться территория с общественными пространствами, фудкортами, торговыми объектами. Входная зона будет выводить на набережную, где, в том числе будет гавань, детский яхт-клуб, — описывала будущую набережную Латыпова.

ЗАСТРОЙЩИКИ ХОТЯТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, А НЕ БЕСКОНЕЧНОГО ОЖИДАНИЯ

Но за все хорошее приходится платить - в рамках реновации территории речпорта планируется снести 728 гаражей кооператива «Якорь». Об этом Латыпова рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» - в ближайшее время должны начаться переговоры с владельцами гаражей о выкупе их участков. При этом около 300 гаражей на данный момент не оформлены в собственность, поэтому в качестве «жеста доброй воли» таким владельцам дадут оформить строения в собственность. После этого и будет окончательное решение об изъятии участков.

-3

Переехать придется и как минимум части грузового порта, так как данное сооружение не будет подходить концепции набережной. Впрочем, городские власти уверяют, что всем, кому придется дислоцироваться в связи с реновацией, они предлагают конкретное место.

После сноса гаражей на территории должны построить жилые и нежилые объекты, примерно по 20 тысяч квадратных метров каждой категории. Нового собственника объектов определят на торгах - но, как рассказала замначальника управления архитектуры и градостроительства исполкома, из-за всех бюрократических проволочек новые объекты на территории изъятых гаражей вряд ли построят до 2025 года. Позже депутатов и экспертов проводили в уже построенный «Камастройинвестом» ЖК «Живи» на Портовой, вторая очередь домов сдана в 2022 году. Комплекс находится прямо напротив гаражей, которые планируют снести ради реновации. Застройщик планирует участвовать и в тендере на реконструкцию территории гаражного кооператива. Правда, у компании есть вопросы к властям, которые они прямо здесь и задали:

Сейчас есть юридические проблемы - например, что делать с гаражами, которые пока не оформили в собственность. Выкупим мы, например, 600 гаражей, а потом придется договариваться с объявившимися владельцами 100 гаражей. А ведь для застройки нам нужно получать финансирование у банков, поэтому нужно четко знать, сколько участков и когда их будем выкупать. Банковские займы и кредиты довольно дорого обходятся, нам нужно понимать, когда мы сможем начать строительство, если выиграем в тендере, — рассуждает генеральный директор «Камастройинвестом» Эльмира Губайдуллина о проблемных моментах.
-4

Депутат Госсовета и бывший глава комитета ЖКХ в исполкоме Казани Дмитрий Анисимов предложил написать о юридических проблемах при застройке Портовой не понаслышке знакомому с республикой депутату Госдумы Илье Вольфсону, чтобы при необходимости власти скорректировали законодательную базу.

НОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ «НОВОЙ ПОРТОВОЙ»

При этом сама процедура постройки объектов по программе КРТ для России новая, профильный закон был принят Госдумой только в 2021 году. Как сказала представитель исполкома, КРТ - это единственная возможность получить на территории изъятых гаражей коммерчески привлекательный объект, а не какую-нибудь дорогу. Как сообщила Латыпова, обойтись без бюджетного финансирования при реконструкции набережной невозможно, ни одному муниципальному бюджету своими силами провести такой объем работ не под силу.

-5
Мы здесь как раз для того, чтобы посмотреть, как реализуется программа КРТ. У бизнеса есть очень большой интерес к участию в программе реновации, но многие вопросы кажутся компаниями непонятными. Чтобы Казань получила выход к реке, стала еще красивее, нужна ясность, ее может внести закон, поэтому мы здесь. Несмотря на все трудности, город движется к реке, потому что у этой локации нет альтернатив. Сейчас мы изучим все проблемные моменты, быть может, обратимся к коллегам в Госдуме для внесения поправок в законы, — говорит глава комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.

Также чиновник отметил, что очень важно не затягивать со строительством социальных объектов для комфорта местных жителей и привлекательности нового пространства. Чтобы таких проблем не было, по его мнению, необходимо въедливое, «советское» планирование.

ТАЙНА СКОРОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКОВСКОГО РЫНКА

Позже депутаты вместе с экспертами собрались на заседании комитета Госсовета по жилищной политике и инфраструктурному развитию и скопом проголосовали «за» по первым трем вопросам. Рекомендовали Госсовету принять законы об изменении процедуры подготовки и утверждения документации по планировке территории, праве республиканского Кабмина наделять регионального оператора полномочиями по закупке товаров, необходимых для капремонта общего имущества в домах, а также закон об установлении границ полосы отвода автомобильной дороги без документации по планировке территории.

-6

После народные избранники приступили к самым животрепещущему вопросу - обсуждению исполнения программы КРП в республике и реновации по улице Портовой в столице Татарстана. В Казани в рамках программы КРП идут работы на улице Магистральной, на территории площадью чуть меньше 10 гектар должен быть образовательный кластер. По программе на улице Меховщиков площадью больше двух гектар разместят образовательное учреждение. Третья же программа касается как раз улицы Портовой. Большинство участков на Портовой находится на частной территории.

В основном механизм КРП Казань использует для того, чтобы изымать земельные участки для размещения объектов социального значения. Так как в ходе реновации будет построено новое жилье, мы хотим видеть на данной территории и социальные объекты высокого уровня. Но есть несколько проблем, которые не позволяют данной программе работать в полную силу. У бизнесменов нет четкого понимания, когда они смогут начать застройку на данной территории, так как не решены вопросы с дорогами, инженерными сетями, берегоукреплением. Все это, возможно, будет за счет федерального бюджета, есть определённые программы, но минус в том, что в таком случае никто не знает, когда будут профинансированы работы, и, следовательно, когда появится возможность наконец начать строительство, — говорит Латыпова.

Обсудили члены комитета и еще одну громкую стройку, которая заметно повлияет на облик города. Речь идет о реконструкции Московского рынка, которая должна занять 10 лет - до этого торговую площадь планировалось реконструировать до конца 2024 года. Заместитель начальника управления исполкома по архитектуре и градостроительству исполкома заявила, что на площади у Московского рынка не будет никаких торговых активностей, вместо этого там обустроят сквер. При этом окончательный проект реконструкции городские власти пока не раскрывают.

Уже после заседания Латыпова сообщила корреспонденту «Вечерней Казани», что реконструкцию торговых площадей должны закончить до конца лета 2024 года. Возможно, на это повлияли слова депутатов на заседании, которые прозрачно намекнули чиновнице, что хотели бы увидеть реконструкцию торговой площади рынка к моменту открытия осенней сессии Госсовета в 2024 году. Зампредседателя Госсовета Юрий Камалтынов выразил надежду, что реконструкция Московского рынка не повторит печальную судьбу Чеховского рынка, который снести успели, но на его месте так ничего вразумительного и не построили. Также депутаты отметили, что в торговых площадях нужно создавать комфортные условия для покупателей постарше, так как они являются основными клиентами на Московском рынке. В итоге члены Госсовета обещали представителю исполкома Казани, что изучат оговоренные вопросы с точки зрения законов и, если потребуются, выступят с законодательными инициативами.

Автор: Рамиль АКБЕРОВ

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»