Продолжаем серию статей о трагедиях, которые произошли в СССР.
Все средства массовой информации контролировались государством , информация поэтому подавалась дозированно, а на многие катастрофы и вовсе был наложен гриф "совершенно секретно".
Вы сейчас подумали, что люди-то всё равно знали. Да, конечно, «сарафанное радио» никто не отменял, но таким слухам практически никто не верил.
"Двадцатое число — кровавая среда. Фанат, ты этот день запомнишь навсегда..."
Москва, 20 октября 1982 год.
На стадионе «Лужники» проходил матч между командами «Спартак Москва» (СССР) – «Хаарлем» (Нидерланды). Крыши над трибунами в то время не было, её построят позже. Ранняя осень накануне засыпала первым снегом столицу СССР. От снега расчистить к началу матча успели только трибуны «А» и «С». Большая часть болельщиков расположилась на трибуне «С», так как она была ближе к входу и выходу метро.
«Спартак» в этой паре считался, конечно же, фаворитом, и уже в самом начале матча подтвердил свой статус: на 16 минуте Эдгар Гесс открыл счет. Казалось, так оно дальше и покатит, только успевай следить за табло, но не тут-то было. Матч неожиданно принял тягучий характер, и болельщикам, чтобы согреться, пришлось развлекать себя зимними забавами. Снежки летали по всему периметру, доставалось и милиции, которая реагировала на «агрессию» крайне отрицательно. Сил и терпения дождаться финального свистка хватило далеко не у всех.
До окончания матча оставались считаные мгновения. Счёт был 1:0 в пользу «Спартака» и замёрзшие на холодной погоде болельщики потянулись к единственно открытому выходу, чтобы побыстрее попасть в тёплое нутро метро.
Неожиданно, на 90 минуте игрок «Спартака» забивает ещё один гол. Толпа, идущая на выход, резко развернулась обратно в сторону футбольного поля. Ликование от победы, притупило чувство опасности, скользкие обледеневшие ступени трибун, большая инертная масса людей – всё это вылилось в столпотворение и давку. Перила лестницы не выдерживали напора толпы, и люди падали на бетон, на упавших не обращали внимания, и толпа шла дальше «по головам». В тот вечер, по неофициальным данным, погибло около 300 человек в основном подростки, по официальным — 66 человек.
Полковник милиции Вячеслав Бондарев:
Я был в числе милиционеров, обеспечивавших общественный порядок в тот трагический вечер. Многие по прошествии времени обвинили в трагедии милиционеров, но, на мой взгляд, именно администрация Большой спортивной арены виновна в происшедшем. Видел, как прибыли машины скорой помощи, как началась эвакуация пострадавших. Крови не было. Люди получили так называемые немеханические повреждения. В безумном потоке некоторые болельщики падали на землю, на них сразу обрушивались другие. Те, кто оказывался в самом низу образовавшейся груды тел, по всей видимости, погибали от давки, некоторые попросту задыхались. Лестницы, ведущие к выходу, были покрыты льдом и снегом, работники стадиона даже не удосужились посыпать их песком. Люди скользили и падали, в лучшем случае получали травмы...
В итоге во всём обвинили коменданта Большой спортивной арены Панчихина, который к организации матча отношения, в сущности, не имел, да и вообще работал в этой должности пару месяцев. Известно, что Панчихину выписали 3 года исправительных работ, из которых он отработал полтора. Директор БСА Кокрышев, осужденный на те же 3 года, попал под амнистию. А о других наказаниях, даже если он и были, история умалчивает.
О том, что случилось в Москве 20 октября 1982 года, страна узнала только через 7 лет, когда расследованием занялись журналисты «Советского спорта». Да и им очень быстро, буквально после первой же публикации, закрыли рот.
КАТАСТРОФА НЕДЕЛИНА
Байконур 24 октября 1960 года.
В сентябре 1960 года железнодорожный состав с новейшей двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (официально — «Изделие 8К-64 №ЛД1—3Т») выехал из Днепропетровска на испытательный полигон №5 в районе казахстанской железнодорожной станции Тюратам, сейчас известный как Байконур. 26 сентября он прибыл на место, где «изделие» около месяца должно было проходить испытания, а потом отправиться в первый полет.
23 октября ракета взлететь не смогла. За час до планируемого времени запуска возникли технические проблемы. Создатели новейшей системы управления Р-16 в погоне за «красным днем» отказались от тщательных испытаний электрических схем ракеты, которые, как показала практика уже на полигоне, как раз и барахлили.
Как всё произошло.
Главнокомандующий РВСН, Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин приказал производить запуск без исправлений. Чтобы воодушевить личный состав, он остался лично наблюдать за пуском ракеты, расположившись в бункере недалеко от места старта. Вместе с ним в непосредственной близости от ракеты присутствовало около 250 человек. За 30 минут до запланированного пуска взорвалась новейшая межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. Произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени.
В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека. Позже от ожогов и ран скончались ещё четверо (по другим данным погибло от 92 до 126 человек). Среди погибших был и сам Неделин, которого опознали по обгоревшему маршальскому погону.
Катастрофа, повлёкшая за собой большие человеческие жертвы, была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и стремлением успеть провести запуск не до конца подготовленной ракеты. Данные о катастрофе были засекречены. Родственникам погибших врали про аварии и несчастные случаи. И только спустя 30 лет появились первые данные об этой трагедии.
КЫШТЫМСКАЯ ЯДЕРНАЯ АВАРИЯ
29 ceнтябpя 1957 гoдa
Первая крупная авария с выбросом радиоактивных изотопов произошла еще в 1957 году в закрытом военном городе Челябинск-65. Основным предприятием этого так называемого «ящика» был комбинат «Маяк», известный среди ученых и военных также как «Комбинат №817».
Беда пришла из-за несовершенства системы охлаждения контейнеров, в которых хранились радиоактивные отходы. Система была устроена таким образом, что между контейнерами непрерывно циркулировала вода. Перегрев был недопустим и все отлично об этом знали.
Из мaтepиaлoв paccлeдoвaния oфициaльнaя пpичинa aвapии звучит тaк:
«Hapушeниe cиcтeмы oxлaждeния вcлeдcтвиe кoppoзии и выxoдa из cтpoя cpeдcтв кoнтpoля в oднoй из eмкocтeй xpaнилищa paдиoaктивныx oтxoдoв, oбъeмoм З00 кубичecкиx мeтpoв, oбуcлoвилo caмopaзoгpeв xpaнившиxcя тaм 70-80 тoнн выcoкoaктивныx oтxoдoв пpeимущecтвeннo в фopмe нитpaтнo-aцeтaтныx coeдинeний. Иcпapeниe вoды, ocушeниe ocтaткa и paзoгpeв eгo дo тeмпepaтуpы ЗЗ0 — З50 гpaдуcoв пpивeли 29 ceнтябpя 1957 гoдa в 16 чacoв пo мecтнoму вpeмeни к взpыву coдepжимoгo eмкocти. Moщнocть взpывa, пoдoбнoгo взpыву пopoxoвoгo зapядa, oцeнeнa в 70 — 100 т. тpинитpoтoлуoлa»
Первым признаком того, что что-то идет не так, был желтый дым, появившийся над хранилищем отходов. Вместо того, чтобы отправить к объекту бригаду специалистов, руководство ограничилось отправкой к контейнерам электриков, которые лишь проверили исправность проводки. Спустя несколько часов после появления дыма один из контейнеров, емкость которого составляла 80 кубических метров, взорвался. Недостаточный уровень охлаждения емкости вызвал перегрев жидкого содержимого контейнера и образовавшиеся в результате этого процесса пары вырвали бетонную крышку. Выброс радиоактивных веществ был огромным.
Для ликвидaции пocлeдcтвий aвapии, фaктичecки для тoгo чтoбы вoдoй cмыть paдиoaктивныe вeщecтвa, нa пpoмышлeнныx плoщaдкax xимкoмбинaтa «Maяк» пoтpeбoвaлиcь уcилия coтeн тыcяч чeлoвeк. Из pядoм pacпoлoжeнныx гopoдoв, в тoм чиcлe из Чeлябинcкa и Cвepдлoвcкa, нa ликвидaцию пocлeдcтвий aвapии были мoбилизoвaны юнoши и дeвушки, кoтopыx никтo нe пpeдупpeждaл o тoм, кудa oни нaпpaвляютcя, и oб oпacнocти paдиaции. Пpивoзили и цeлыe чacти вoeнныx, пapтии зaключeнныx. Bceм кaтeгopичecки зaпpeщaлocь гoвopить, гдe oни были, чтo дeлaли. Дeтeй из дepeвeнь в вoзpacтe 7-1З лeт пocылaли зaкaпывaть paдиoaктивный уpoжaй. Для ликвидaции пocлeдcтвий иcпoльзoвaли и тpуд бepeмeнныx жeнщин. Kaк итoг, в Чeлябинcкoй oблacти и нeпocpeдcтвeннo в caмoм гopoдe Oзepcкe знaчитeльнo вoзpocлa cмepтнocть пocлe aвapии, люди гибли пpямo нa paбoтe, poждaлиcь дeти c гeнeтичecкими oтклoнeниями, вымиpaли цeлыe ceмьи…Плoщaдь пpямoгo зaгpязнeния зaтpoнулa пo мeньшeй мepe 217 нaceлeнныx пунктoв c нaceлeниeм нe мeнee 272 000 чeлoвeк в Cвepдлoвcкoй, Чeлябинcкoй и Tюмeнcкoй oблacтяx. Caм гopoд Oзepcк нe пocтpaдaл, нo oкoлo 90% oтxoдoв выпaли нeпocpeдcтвeннo нa тeppитopии xимкoмбинaтa. Дaлee эти oтxoды нa oбуви, oдeждe и кoлecax мaшин ликвидaтopoв aктивнo «зaнocилиcь» в гopoд.
Пpимeнялиcь дaжe cпeциaльныe мepы пo дeзинфopмиpoвaнию нaceлeния: paccкaзывaли пpo oтблecк ocoбeннoгo пoляpнoгo cияния. Иcкaжeнныe фaкты oб aвapии пocтoяннo oпиcывaлиcь в зaпaднoй пpecce и дpугиx иcтoчникax, тaк кaк дo пoдлиннo никoму нe былo извecтнo o peaльныx фaктax o дaннoй кaтacтpoфe. Шиpoкoй oбщecтвeннoй мacce o нeй cтaлo извecтнo лишь в caмoм кoнцe 1980x гoдoв. Bo мнoгoм, тoлькo пocлe aвapии нa Чepнoбыльcкoй AЭC пpaвитeльcтвo CCCP пoнялo, чтo мoжнo «paccкaзaть» и пpo aвapию нa кoмбинaтe «Maяк».
Heзaвиcимoгo paccлeдoвaния aвapии нe пpoвeдeнo дo нacтoящeгo вpeмeни, и нeкoтopыe учeныe cчитaют, чтo нa кoмбинaтe пpoизoшeл имeннo ядepный взpыв в peзультaтe caмoпpoизвoльнoй peaкции (вepcия c плутoниeм). Дo cиx пop, нe oпубликoвaны тexничecкиe и xимичecкиe oтчeты paccлeдoвaний дaннoй aвapии.
ЛИНКОР "НОВОРОССИЙСК"
29 октября 1955 года
В этот день в бухте Севастополя взорвался и пошёл ко дну линкор «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»), являвшийся флагманом Черноморского флота. Споры о причинах этой трагедии, унёсшей жизни нескольких сотен моряков, продолжаются до сих пор.
В результате внешнего подводного взрыва (предположительно от немецкой донной мины, оставшейся с войны) он затонул.
Данный линкор в феврале 1949 года передали в СССР, а через месяц командование Черноморского флота переименовало его в «Новороссийск». К тому моменту он был в запущенном состоянии, потому что пять лет стоял на стоянке без консервации и надлежащего технического обслуживания. Тем ни менее, уже летом линкор принял участие в манёврах эскадры на правах флагмана и дошёл до берегов Турции. Нужно было любой ценой продемонстрировать военным недавно созданного блока НАТО способность наших моряков быстро освоить итальянские корабли.
Как всё произошло.
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю столетия обороны Севастополя и занял место в бухте возле Морского госпиталя. Сразу после швартовки часть экипажа, включая временно исполняющего обязанности командира, сошла на берег. Но на борту всё равно оставались более полутора тысяч моряков, когда в половине второго ночи 29 октября «Новороссийск» сотрясло мощным взрывом.
Справа в носовой части корабля сработал заряд, эквивалентный примерно тысяче килограммов тротила. Насквозь пробило корпус, вырвало часть палубы полубака и пробило дыру в 150 квадратных метров ниже ватерлинии. Ещё через полминуты прогремел второй взрыв по левому борту, вызвавший гигантскую вмятину. В результате сразу погибли не менее ста человек в носовых кубриках.
К десяти часам вечера 29 октября стальной гигант полностью скрылся под водой, но часть людей ещё несколько дней оставались в живых благодаря воздушным подушкам. Из них спасти удалось немногих.
Как потом рассказывали участники спасательной операции, обреченные на гибель внутри затонувшего линкора черноморцы пели песню о не сдающемся врагу крейсере «Варяг».
В катастрофе погибли более шестисот человек (согласно разным источникам, жертв было от 609 до 829).
Совершенно недавно информационные агентства сообщили, что ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д Эспозито признал, что итальянские военные причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск». По словам Уго Д Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался «русским», поэтому позаботились о том, чтобы его затопить.
Так это или нет, я думаю мы уже не узнаем.
СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА В СВЕТЛОГОРСКЕ
16 мая 1972 года
Произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР.
Этот утро в Калининградской области было туманным. Но плохие погодные условия не отменяли планового патрулирования пограничных территорий. Экипаж самолёт АН-24 263-го авиатранспортного полка авиации Балтийского флота СССР капитана Вилора Гутника, вылетел на плановое задание для проверки радиотехнической аппаратуры.
Зацепив крылом дерево, крылатая машина потеряла управление, и, пролетев около 200 метров, упала прямиком на здание детского сада города Светлогорск.
Авиационное топливо разлилось и начался пожар, охвативший всё вокруг. Экипаж самолёта погиб на месте от удара, в здании детского сада и вокруг него погибли от удара и огня 24 малыша и 3 воспитателя — все, кто в этот момент были в здании.
По официальной версии самолет потерпел крушение из-за неисправного высотометра. Прибор незадолго до полета переставили на Ан-24 с Ил-14.
Работоспособность устройства при этом никто не проверял. В результате самолет летел на 60 метров ниже, чем было необходимо, а туман помешал пилотам сориентироваться в происходящем.
До сих пор, впрочем, ходят упорные слухи, что в крови погибших членов экипажа был обнаружен алкоголь — дескать, пили на службе.
Впрочем, последовавшее внутреннее расследование министерства обороны закончилось подтверждением «технической» версии катастрофы. После трагедии 40 высокопоставленных военных попросту сняли с должности.
Немногочисленные снимки похорон были сделаны в буквальном смысле из-под полы. Советские СМИ о катастрофе молчали, а представители госбезопасности наложили строжайшее вето на распространение какой бы ни было информации о случившемся.
В самом городе объявили ЧП, отключили телефоны, перекрыли въезд и выезд. На дорогах выставили кордоны, электрички к Светлогорску отменили.
Мария Кудрешова, у которой в детсаде погиб сын, вспоминает:
«Как будто и не было никогда садика! Вместо него – клумба с цветами, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Выжженная земля срезана, вместо нее уложен дерн. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…»
На следующий день жители города были поражены – вместо разрушенного детского сада за одну ночь появился сквер. Но «на роток не накинешь платок», хоронить детей и воспитателей пришли практически все жители города.
Из воспитанников садика выжило лишь трое детей, которых в тот день не было. Ира Голушко как раз выздоравливала после гриппа, и мама решила дать ей пересидеть еще один день.
Шестилетний Олег Саушкин лежал в больнице с заболеванием почек. А маленькая Оля Коробова, хоть и была на больничном, всё-таки уговорила маму отвести ее в садик. Когда раздался взрыв, женщина едва успела открыть входную дверь.