С 8 по 10 сентября в Москве пройдут удлиннённые выборы мэра. Предвыборной кампании в столице не было. Интриги и борьбы тоже не наблюдалось ни в какой форме. И даже голос теперь отдают, как будто в Wildberries мясорубку заказывают — нажатием кнопки в смартфоне.
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Выборы в Москве всегда были весьма предсказуемыми. Отлучали московского мэра от руля всего один раз, но лишился Юрий Михайлович Лужков власти не по воле москвичей, а в силу «утраты доверия» от экс-президента России Дмитрия Медведева. В остальном все было чинно-благородно. Российская власть выучила ленинские уроки о том, что революции делаются в столицах, наизусть и поэтому внимательно следила за тем, чтобы во главе столицы оставался «крепкий хозяйственник», а не какой-нибудь пламенный трибун, хотя они в России и появляются не так часто.
Можно вспомнить только пару избирательных циклов, когда в столице была настоящая предвыборная кампания. На память приходит далекий 2003 год и 2013 годы, или 2018 год, когда власть московских градоначальников переставала казаться незыблемой. Но нового 10-летнего цикла не будет. Выборы 2023 года останутся такими, какой была предвыборная кампания до сегодняшнего дня — унылыми до зевоты и в какой-то мере бессмысленными.
Как сказал когда-то один телевизионный начальник по несколько другому поводу: «Мы демократию уважаем, но не практикуем».
Выборы как ритуал
Как говорит доктор политических наук Юлий Нисневич, идея власти относительно нынешних московских выборов понятна:
— С точки зрения формальной, соблюдают Конституцию, те нормы, которые установлены. Их внутреннее содержание мало кого волнует. Нужна внешняя форма, показное участие в выборах. Якобы. Как всё должно быть. Это такая форма соблюдения ритуала.
Участники предвыборного процесса удручают некоторой картонностью. Партию «Новые люди», несмотря на их присутствие в Думе, мало кто понимает. Уже на думской дистанции их называли обидным словом «спойлеры». Но при царящем единодушии трудно себе представить, кого они должны собой заменить. А недавнее интервью Владислава Даванкова, кандидата от «Новых людей», с Ксенией Собчак, спойлером другой кампании — президентской, скорее можно причислить к вебинарам, где спарринг-партнеры политических тяжеловесов обмениваются опытом. Об избирателях речи не идет.
— Я вообще не понимаю, что они из себя представляют. Все мои попытки понять ни к чему не привели. У меня была студентка, которая у них работала. Я её долго пытал. Она сама о них ничего не знала, работая у них, — делится своими «полевыми изысканиями» Юлий Нисневич.
Участие внука лидеров коммунистов Зюганова интриги тоже не добавляет. Наоборот, оно тоже необходимо для соблюдения ритуала, правда, не внешнего, а внутрипартийного.
— Там есть влиятельные силы. Система жизнедеятельности у них существует. КПРФ — не омертвелый организм. Но в Москве у них всегда проблема. Здесь есть независимые лидеры. По-видимому, они московскую организацию как-то сильно придавили, чтобы она не бузила. Тогда и появился внук Зюганова. Они, конечно, ходят строем, но не обязательно ровным, — говорит профессор Нисневич.
Когда выборов нет, действо называют референдумом
Президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков смотрит на московский плебисцит с бОльшим оптимизмом:
— Ну, это такая реальность сегодняшних выборов, когда ты на них впрямую повлиять не можешь, избравшись, но можешь медийно воздействовать. Если за кандидата проголосует 5% — это уже прилично. Это будет несколько миллионов на Москву.
В политической науке, когда отсутствуют яркие личности с понятной программой, принято говорить о выборах референдного типа. Соревнуются не люди и идеи, а повестки. Илья Гращенков говорит:
— Есть Собянин, который в себе все повестки сочетает. Он и главный российский «либерал» в каком-то смысле. Когда думают, кто у нас представитель партии мира — Собянин. Он при этом единорос: социалка, пенсии повышенные москвичам, пособия и всё такое. И он же про молодёжь — самокаты, парки, лаунж зоны… Во всех этих повестках есть свои проблемы, перегибы.
Сергей Собянин включил в свою сферу ответственности все аспекты жизни. Наблюдатели, например, заметили, что московский мэр отвечает не только за дроны над столицей, но и над всем Московским военным округом — только ему поручено говорить, куда, как и при каких обстоятельствах залетел беспилотник, губернатор Подмосковья и близлежащих к Москве областей по теме защиты от дронов себя никак не проявляют.
Вообще-то выборы — это борьба за власть. За нее в Москве никто не борется уже давно. Поэтому другие кандидаты, которые вносят свои дополнения в общую картину жизни. «Новые люди» говорят, что они за молодежь и ругают Собянина, мол, для молодых людей сделал только центр, а митинским куда деваться?
Или внук Зюганова тоже критикует: зачем в Москве все заводы позакрывали?
— Если в этой критике есть какие-то здравые идеи, Собянин может потом их взять на вооружение. Если нет — программа кандидатов впустую, как у ЛДПР, которая ничего, кроме хайпа, не производит.
Отложенный выбор избирателей
СВО по крайней мере атмосферно вносит свои особенности в нынешний избирательный цикл. Провластные политологи говорят об отложенном выборе избирателей, когда они считают, что сейчас не время для разногласий. Однако в Москве ультра-патриотическая риторика, которую взяла на вооружение партия «Справедливая Россия», не сработала, говорит политолог Гращенков:
— От «Справедливой России» — Дмитрий Гусев, политтехнолог из «Бакстер групп». Он наберёт меньше всех, так как Москва не вдохновилась кувалдой Пригожина и ультра-патриотической повесткой. Это тоже важно. «Справедливая Россия» взяла на вооружение ультра-патриотизм и везде-везде набирает очень мало, скатившись с третьего-четвёртого на последнее, пятое место. Это говорит о том, что ультра-патриотизм не пошёл. Путину в кампанию его тоже не надо будет совать, когда будут президентские выборы. Это хорошо, что есть фидбэк, когда с экранов телевизоров призывают всех в ядерный пепел, а выясняется, что людям это не близко. Люди больше про социалку.
Прогноз для «Новых людей» и КПРФ в столице — 5-7%.
ЛДПР и справедливороссы вряд ли выйдут за 5%.
В прошлый раз Сергей Собянин получил 70% голосов, зато какая была драка с противником, которого сегодня и называть-то нельзя без разного рода дефиницй про экстремизм, терроризм и иноагентство. Послезавтра картина для московского мэра будет радужной и безмятежной — свое большинство он легко может взять в первом туре.
Если явка будет такая же, как в 2013 или 2018 году, а она не дотянула до трети зарегистрированных избирателей, московские выборы станут хронически ритуальными. Денег в столице хватит всегда, социальные программы будут перевыполняться. А Сергей Собянин и дальше будет идти дорогой крепкого хозяйственника всея Руси, который вам не только асфальт на плитку заменит, но и проведет метро прямо в аэропорт Внуково. Как ни крути, а нигде в России о таком удобстве даже не помышляют.
Губернатор вручил мэру Перми молот для «выбивания дури» у чиновников
Читайте также:
В Новокузнецке детсадовцев отправили раздавать агитки на выборы губернатора (ФОТО)
Владимир Вольфович Жириновский и мертвым готов участвовать в выборах
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-09-07/ritual-ili-referendum-pochemu-vybory-v-moskve-takie-unylye-418658