При расставании часть тебя уходит с тем человеком, которого ты потерял. Ведь любовь - это такая связь, что не важно, сколько раз ты её разрываешь. Вы всё равно встретитесь. Другой вопрос - при каких обстоятельствах и с какими намерениями.
Об этом и поговорим подробнее в нашем сегодняшнем сюжете на примере фильма режиссёра Тома Форда "Под покровом ночи" (2016). Это психологический неонуарный триллер с необычной композицией, где параллельно рассказываются три истории, сплетающиеся в одну: настоящее, прошлое и вымысел. Фильм основан на бестселлере Остина Райта "Тони и Сьюзен".
Сегодня перед нами очередной случай, когда перевод названия столь ужасен, что выбивает целый камень из фундамента фильма. Господа, ответственные за прокат, Nocturnal Animals - это ночные животные, и не нужно было проявлять никаких фантазий. Оригинальное название вполне раскрывает суть и сохраняет интригу фильма модного дизайнера Тома Форда. Это не первый режиссёрский опыт модельера, мир уже оценил его фильм "Одинокий мужчина" с Колином Фёртом в главной роли.
Коротко, насколько это возможно, о сюжете. От Тома Форда ждёшь безупречной красоты, гармонии линий и форм. Но в самом начале фильма он показывает нам большой дизайнерский кукиш, вот прямо огромный. Мы видим полный китч: несколько голых женщин размера плюс-сайз радостно прыгают на батутах, сотрясая стены своей весомой красотой. Пару минут и всё заканчивается. Оказывается, мы находимся на выставке в галерее современного искусства, где обычно всё очень красиво, особенно её директор.
Сьюзен (Эми Адамс) - главная героиня, живущая в этом идеальном мире. Она красива, успешна и богата. Ко всему этому прилагается красивый муж-бизнесмен (Арми Хаммер). Но её счастье, увы, эфемерно: с деньгами намечаются серьёзные проблемы, муж подозрительно много времени проводит вне дома, а современное искусство и вовсе уже не радует.
В это непростое время Сьюзен получает по почте роман от своего бывшего мужа Эдварда (Джейк Джилленхол), которого она бросила двадцать лет назад. Если коротко, то сперва супруги были счастливы, потом несчастны, а потом плохо расстались. Сьюзен поняла, что лучше быть богатым галеристом, чем бедным художником, и вышла снова замуж, когда ушла от Эдварда, на прощанье сделав от него аборт.
Роман называется "Ночные животные" и посвящается Сьюзен. Женщина начинает его читать и понимает, что он замечательно написан. Эдварду удалось создать мрачнейшую криминальную историю о семье, которую на ночной техасской дороге захватывают жуткие отморозки во главе с Рейем Маркусом (Аарон Тейлор-Джонсон).
Жена и дочка были жестоко убиты, а муж и отец семейства - Тони (Джейк Джилленхол) тоже серьёзно пострадал и в трагедии винит себя, но не без оснований. Прояви он больше решимости в тот роковой вечер и пойди на персональный риск, его семья сейчас, скорее всего, была бы жива. Вместе с детективом Андесом (Майкл Шеннон) он начинает погоню за преступниками и совершает над ними правосудие. Но роман этим не заканчивается...
Сьюзен приходит в восторг от прочитанного - прекрасный роман, настоящее искусство, уж она-то знает в этом толк. Женщина пишет бывшему письмо с просьбой о встрече, и тот соглашается.
Самый интересный персонаж картины - Эдвард. Это не настолько успешный и талантливый человек, чтобы говорить о его творчестве. Его бросила жена, она не захотела от него ребёнка и быстро нашла ему замену. Он слабый, неуверенный, рефлексирующий, нерешительный мужчина. Герой его романа - Тони - это он сам, неслучайно обоих персонажей играет один и тот же актёр. Зачем ему нужно было писать эту книгу и посвящать её своей бывшей жене, которая его бросила? Чтобы это понять, вернёмся к началу статьи - к мести.
Месть Эдварда - это книга, которую он написал. Единственным возможным для него способом заглушить собственную боль было уничтожение мира Сьюзен. Эдвард написал книгу, следуя твёрдой воле своего разбитого сердца. Он хотел, чтобы именно так страдала сама Сьюзен - как персонажи его романа. Поэтому книга и посвящена ей. А ещё Сьюзен для Эдварда – это как бандиты для Тони. В представлении Эдварда Сьюзен убила их любовь, их ребёнка (когда сделала аборт), убила и художника в себе, променяв искусство на буржуазную пошлость галереи. Кстати, на свидание со Сьюзен Эдвард так и не пришёл...
Том Форд произвёл множество акцентных ходов и ярких деталей, делающих идею мести понятной. Это и красный диван, на котором бандиты оставили тела жертв, и картина с названием "Месть", и тот факт, что Сьюзен читает роман только поздним вечером, в темноте - под покровом ночи, и тревожная музыка, под которую к героине приходят воспоминания о прошлом, и многое другое. Смотрите внимательно и тогда всё увидите.
Говорить о сюжете подробнее не имеет смысла, он многослоен и держит в напряжении до самого финального кадра. Совершенный по форме триллер с неоднозначным содержанием - одновременно и сильно навороченным, и почти банальным. Визуально фильм сделан просто безупречно, каждый кадр как отдельный арт-объект.
К просмотру рекомендую, так как это тот редкий случай, когда аналитические зоны мозга функционируют едва ли не активнее сенсорных, хотя, для глаз, как я уже писала, тут работы хватает. Что стоит отметить особо: крупные планы, грим, костюмы, аксессуары - всё от Тома Форда. Абсолютно самостоятельная работа дизайнера, где он сам и продюсер, и сценарист, и режиссёр. Это доказывает, что Том Форд не только тонкий эстет, но и искусный рассказчик и внимательный слушатель. Фильм получил множество престижных наград и номинаций.
А уж если вы знаток кино и гурман, если вам интересны и понятны такие нюансы, как застывшая композиция и мечущийся кадр, то это кино однозначно для вас. Совершенство и уродливость здесь вполне взаимозаменяемы - настолько ощутимо заметен эмоциональный раздрай всех присутствующих в кадре. Это фильм о внутреннем уродстве, которое ничем не замаскировать. Ничем, поскольку от пороков никакая картинная галерея не укроет.
Ощущения после просмотра - Линч, Хичкок и Тарантино в одном бокале. Послевкусие продолжительное.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, оставайтесь на О! СЮЖЕТ, здесь всё это есть.
И помните: когда любишь человека, то не выбрасываешь его.