Найти тему

Как писать? (в помощь начинающим журналистам)

фото: agbz.ru
фото: agbz.ru

Когда мы просим кого-то из наших сельских корреспондентов выступить на страницах газеты, чаще всего в ответ слышим почти всегда одни и те же вопросы: Как писать? О чём писать? Где брать тему? В каком жанре выступить? И т.д. и т.п.

Как писать?

Во-первых, понятным почерком и, по возможности, русским языком. Почему именно так, а не иначе?

Например, мы получаем письмо. Прочтя его, редактор отдаёт письмо заведующему соответственного отдела.

- О чём? – спрашивает зав.

- О животноводах, - отвечает редактор.

Завотделом читает, соображает и отдаёт письмо литсотруднику Вите.

- Витя, переработай.

- О чём? – спрашивает Витя.

- О механизаторах.

Несколько дней литсотрудник Витя носится с письмом по редакции, десятки раз перечитывает его, столько же раз переписывает и, наконец-то, статья за подписью нашего уважаемого внештатного автора ложится на стол ответственного секретаря.

- О чём? – спрашивает секретарь.

- О художественной самодеятельности, - облегчённо вздыхает Витя.

Как видите, одно и то же письмо несколько человек поняли по-своему, так же могли и подать на страницах газеты. А всё из-за чего? Почерк!

То же самое можно сказать и о языке. В том смысле, что если вы напишите примерно так: «Молодая доярка В. Чугунова, надаивающая от каждой коровы по 10 килограммов молока в сутки, великолепным голосом спела лирическую песню «Ох, ты, зимушка-зима» и т.д. и т.п.», тот же литсотрудник Витя обязательно вычеркнет одну из половин вашей тирады и оставит ту, которая ему больше понравится.

А потом автор, увидя свою подпись на газетной полосе, долго ещё будет соображать: как же так получилось? Писал, вроде, о концерте в сельском клубе, а получилось о передовых доярках.

Где искать тему?

Я бы мог сказать: везде? Присмотритесь к соседу, жене, начальнику, к подчинённым и т.д. Но кое-кому такой совет покажется непонятным. Как, например, приглядываться к соседу или жене, когда для тебя они так примелькались, что не только писать, смотреть-то на них сил нет.

Вот и ходит наш автор по деревне, в поисках темы, ходит и не находит её. В конце-концов он берёт в руки газету с целью посмотреть, о чём же там пишут? И вдруг на первой полосе под громким заголовком статья на три колонки. И о ком бы вы думали? О том самом соседе, который примелькался до чёртиков. Он, оказывается, не только перевыполняет нормы, но и активный рационализатор, сберёгший для государства десятки тысяч рублей.

А со второй страницы газеты на нашего автора глядит с фотографии его собственная жена. Кто бы знал, что она давно уже обогнала своих подруг по работе, к тому же она активистка в женсовете, а недавно односельчане выдвинули её кандидатом в депутаты местного Совета. И опять ходит наш автор без темы, поскольку о соседе и о жене уже написано, а кроме них в селе и не найдёшь, пожалуй, людей, о которых можно было написать.

В каком жанре выступить?

Этот вопрос отнюдь не праздный, поскольку – опять же ссылаясь на нашу почту – мы можем заверить вас: ежедневно мы получаем либо «очерки», либо «рассказ», либо «фельетон».

Мы, конечно, очень радуемся такому разнообразию жанров. Пусть очерк будет похожим на информацию, рассказ – на зарисовку, фельетон – на критические заметки, важно, что люди пишут, а это уже здорово. Мы не поставим над информацией рубрику «очерк», но автор, надеемся, не будет в обиде: ведь написать хорошую информацию бывает иногда труднее, чем длинно и ни о чём.

Так что пишите, ищите, выдумывайте, мы ваше творчество обязательно опубликуем, но… предварительно отдав его литсотруднику Вите для переделки.

В. БУРМАКИН (газета «Сельская новь» № 54 от 5 мая 1969 года).