"Крепкий орешек" отмечает свой 35-летний юбилей, и это событие действительно заслуживает внимания. Для многих из нас, особенно для поколения в возрасте 40-50 лет, Джон Маклейн, наряду с такими легендарными персонажами, как Индиана Джонс, Терминатор и Эллен Рипли, стал символом мужества и решимости. Эти герои служили образцом для миллионов мужчин вне зависимости от их возраста и национальности. Маклейн был человеком действия, находчивым и решительным, всегда готовым рисковать и защищать тех, кого он любил. Каждый хотел иметь что-то общее с этим непревзойденным персонажем, сыгранным Брюсом Уиллисом.
Сегодня, когда трудно найти что-то новое и оригинальное для сказания о фильме, который уже многократно исследован и обсужден, давайте рассмотрим, как Джон Маклейн оказал влияние на Голливуд. И это влияние было поистине уникальным и неожиданным.
Легко можно найти множество фильмов в интернете, которые следуют формуле "Крепкого орешка" с разной степенью успеха. Я сам написал две статьи на эту тему для разных площадок, и это действительно вызывает вопросы относительно оригинальности идей в Голливуде. Фильмы, такие как "Воздушная тюрьма" и "В осаде", "Небоскреб" и "Самолет президента", "Скалолаз" и "Пассажир 57", все они отличные представители своих жанров, но их сюжеты часто предсказуемы именно потому, что в 1988 году один солидный киногерой уже боролся с преступниками в заброшенном здании, одетый во взрывобезопасную майку.
Было бы интересно узнать о фильме, который структурно, стилистически и атмосферно сильно отличается от "Крепкого орешка", но при этом подвергся значительному влиянию этого боевика, режиссированного Джоном Мактирнаном. Удивительно, но герой без обуви из Накатоми-плазы даже оказал воздействие на анимационную "Русалочку" от студии Disney! Однако, чтобы понять эту странную связь между на первый взгляд совершенно разными фильмами, нам нужно вернуться на 35 лет назад и погрузиться в атмосферу той эпохи, чтобы понять, какую именно студию представлял в то время легендарный мультипликатор.
Завершение 1970-х и начало 1980-х годов оказались сложными для The Walt Disney Company. Наследники великого основателя, Уолта Диснея, не обладали такими же талантами в области творчества и бизнеса. Хотя компания не развалилась полностью, она остановилась на плато, и путь к новым высотам казался непростым. В этих непростых условиях Рой Э. Дисней, племянник Уолта, руководивший компанией, обратился за помощью к Майклу Айснеру, продюсеру Paramount Pictures. Энергичный и идейный Айснер стал генеральным директором компании, а Джеффри Катценберг, еще один талантливый воспитанник Paramount с большими амбициями, был назначен на руководящую должность в подразделении по созданию полнометражных анимационных фильмов компании Disney.
Новое руководство стояло перед невероятно сложной задачей: вернуть компании статус главного поставщика семейных развлечений. Рой Дисней стремился к созданию новых мультфильмов, которые бы сравнялись по яркости и эмоциональности с классическими работами, такими как "Белоснежка", "Бэмби" и "Золушка". Центральной идеей было выпускать каждый год с 1989 года полномасштабный анимационный фильм для всей семьи, который мог бы состязаться с легендарными произведениями. В списке первых проектов нового поколения стояла "Русалочка". Однако на самых ранних этапах разработки Катценберг столкнулся с серьезной проблемой...
Проблема заключалась в том, что подразделение анимации в Disney не проявляло никакой инициативы. В 1970-х годах компания Disney сосредотачивалась на создании игровых фильмов, и аниматоры получали либо второстепенные проекты, либо занимались доработкой спецэффектов для фильмов с живыми актерами. В такой обстановке многие талантливые художники полагали, что анимационное подразделение готовится к продаже или даже закрытию, поэтому при появлении нового руководителя его воспринимали не очень серьезно. К тому же у Джеффри Катценберга не было никакого опыта в области анимации, производственных процессов, и понимания желаний и потребностей аниматоров. Сверху не было понимания, как развивать анимацию, а снизу не было мотивации.
Тем не менее, Катценберг был настроен решительно и решительно принялся за задачу. Он начал мотивировать аниматоров с помощью разнообразных методов, взял под свой строгий контроль каждый этап производства, активно сотрудничал с сценаристами и художниками, погружаясь в самые мельчайшие детали процесса. По всем признакам, это казалось верным путем к достижению как творческого, так и коммерческого успеха, чего настойчиво требовали Рой Дисней и Майкл Айснер. Однако реальность оказалась крайне разочаровывающей. Первые тестовые показы выявили полное отсутствие интереса у зрителей и явное отставание анимации студии от кинематографических трендов, которые к тому времени уже сформировались. Другими словами, мультфильмы сильно уступали игровым картинам и даже молодой аудитории, привыкшей к более впечатляющим и зрелищным фильмам.
Катценберг не остался бездействовать и начал активно вносить изменения в сюжет "Русалочки". Он настоял на тщательной переработке черновых версий сценария, добавив в него более динамичные моменты, аниматоров подтолкнул к созданию более выразительных движений персонажей, и сделал контраст между подводным и сухопутным миром более выразительным. И, хотя в некоторых случаях Катценберг шел слишком далеко, например, пытаясь удалить из фильма песню "Весь этот мир", которая, как он считал, нарушала ритм, в остальном он обладал необычайным чутьем и сумел найти тот ключ, который сделал "Русалочку" символом возрождения анимации от Disney.
Итак, почему же связаны "Русалочка" и "Крепкий орешек"? Следует отметить, что "Русалочка" столкнулась с серьезными проблемами в третьем акте, когда не хватало завершения для истории, но никто не мог ясно сформулировать, в чем именно заключается проблема. В это время в кинотеатрах внезапно появился "Крепкий орешек" – неожиданный блокбастер, на который никто особо не рассчитывал, так как сценарий, актерский состав и даже оригинальность сюжета, который можно было бы охарактеризовать как "один против всех", вызывали сомнения. Но Брюс Уиллис и Джон Мактирнан доказали обратное и сделали этот фильм настоящим хитом, который задал новые стандарты для жанра и запустил крупную франшизу.
И именно в финале "Крепкого орешка" Катценберг обнаружил необходимый заряд для разрешения проблемы в финале "Русалочки". Он прибежал в студию, собрал художников и сказал, что хочет настоящую "крепкоорешковую" развязку. Он хотел что-то грандиозное!
В первоначальной версии "Русалочки" сцена с Урсулой заключалась в том, что она просто убегала в свои подводные пещеры и исчезала во тьме, когда принц Эрик отвергал ее любовные ухаживания. Однако после просмотра "Крепкого орешка" такой "пшик" финала не устроил Катценберга. Он сумел добиться от руководства компании еще одного года на доработку фильма и пригласил десяток художников для создания новой, эффектной концовки. В итоге мы получили захватывающую сцену, в которой морская колдунья Урсула выросла до огромных размеров, а принц Эрик, сделав свой выбор, пронзил ее носом своего корабля. Этот финал не только порадовал авторов, но и пришелся по вкусу руководству студии и зрителям, и считается одной из самых ярких развязок столкновения героев и злодеев в истории кино и анимации.
Сцена кульминационного сражения в "Русалочке" не только стала жанровой классикой, но и вдохновила создателей парков развлечений. Её эпичность и визуальное воздействие также нашли свое отражение в недавнем игровом ремейке и стали объектом цитирования и пародий от других авторов. Финальная сцена оставила незабываемое впечатление, и всё это благодаря тому, что один из ключевых творческих руководителей не позволил отпустить важный момент, когда у него не складывались вещи, и вдохновился другой лентой. Эта лента, которая уже 35 лет радует, вдохновляет, поднимает настроение, поражает и мотивирует зрителей. Так что, когда вы в следующий раз смотрите "Русалочку" или "Крепкий орешек", вспомните, что принц Эрик мог бы произнести знаменитую фразу "Йипикайя, Урсула!" в ключевой момент, но в последний момент сдержался.