Найти тему

МАРКИРОВКА ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ с 01.09.2023Г. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФА

01 сентября 2022 года вступил в силу закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ, который ввел обязательную маркировку и учет интернет-рекламы.

01 сентября 2023 года вступил в силу закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ, который ввел специальные меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче данных в ОРД (оператор рекламных данных) и распространение рекламы без идентификатора (токена).

Для того, чтобы понять распространяется ли на вас и ваш бизнес указанные требования по маркировке рекламы, нужно сначала понять является ли рекламой тот информационный материал, который размещаете в сети.

Говоря простым языком, реклама, согласно ФЗ, должна отвечать следующим признакам:

1. Это информация (пост в соцсети, баннер на сайте, статья, видеоролик, сторис и пр.).

2. Адресована неопределенному кругу лиц.

3. Привлекает внимание к товару, изготовителю/продавцу товара (яркие заголовки, призывы и пр.)

Что же в таком случае не является рекламой?

ФАС дает свои пояснения о том, какая информация в соцсетях, блогах и на сайтах не признается рекламой. К рекламе НЕ относится:

1. Информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в соцсетях их производителя или продавца. Так, если блогер ведет свою страницу в соцсетях, рассказывает о своих услугах в постах без призыва к действиям потенциального покупателя, то размещенная в блоге информация не будет являться рекламной.

2. Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке. При этом, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой.

3. Рекламой не признается упоминание о товаре, средстве его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера. Например, упоминание в видеороликах и постах о продуктах питания в блоге диетолога без акцента на характеристиках и положительных свойствах продуктов также не будет являться рекламой. Фактически блогером дается полезная и интересная информация, не направленная на продвижение самих продуктов.

4. Справочно-информационные материалы, аналитические обзоры также рекламой не являются.

Если вы определили, что информация, размещенная вами, носит рекламный характер, переходите к этапу ее маркировки.

Антимонопольная служба обращает внимание, что если реклама размещена в Интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по её размещению исполнены до этой даты, то на неё не распространяются положения о маркировке. После указанной даты рекламные материалы нужно промаркировать.

Маркировке подлежит таргетированная, контекстная, медийная, а также самореклама в интернете (анонсы собственных мероприятий, н-р), причем независимо от того, размещается реклама платно или на безвозмездной основе.

Что представляет из себя маркировка? Маркировка:

- это пометка «Реклама»;

- данные о рекламодателе;

- идентификатор (токен) - уникальный код, состоящий из букв и цифр.

Токен необходимо получать на каждое рекламное сообщение (креатив), будь то сторис или пост. Токен необходимо получить до запуска креатива и его опубликования.

Как осуществить маркировку? Для маркировки рекламы необходимо заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД), который в последующем передаст все данные о вашем креативе в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). В ЕРИР хранится вся информация о интернет-рекламе на территории РФ: сведения о заказчиках, посредниках, потраченных суммах.

В ЕРИР можно войти через Госуслуги. Это можно сделать для того, чтобы сверить данные, которые переданы операторами рекламных данных о рекламе, к которой вы имеете отношение.

На данный момент существует всего 7 операторов рекламных данных (ОРД):

- Яндекс ОРД (ord.yandex.ru);

- ОЗОН ОРД (ord.ozon.ru);

- ОРДА-А (ord-a.ru);

- Лаборатория разработки (ord-lab.ru);

- Первый ОРД (1ord.ru);

- ВК Рекламные технологии (ord.vk.com);

- МедиаСкаут (mediascout.ru).

Часть ОРД, такие как ВК, Яндекс не берут плату за сотрудничество, при запуске кампании на этих ресурсах соответствующий ОРД автоматически маркирует рекламу и отправляет сведения в ЕРИР, у остальных тарифы необходимо узнавать при заключении договора на маркировку рекламы.

После заключения договора с выбранным ОРД, необходимо передать ему через личный кабинет сведения о рекламном материале (креативе), сведения о рекламодателе, какой будет формат публикации: статья или видеоролик, н-р. После чего креативу будет присвоен токен.

Получив токен, добавляем его на свой рекламный материал, делаем пометку «Реклама» и добавляем сведения о рекламодателе. Важно, чтобы данные сведения были видны пользователям, при этом, где информация будет размещена на креативе, значения не имеет.

В течение 30 дней, следующих за месяцем показа рекламного материала нужно передать отчет в ОРД о завершенной компании.

На что обратить внимание?

1. Если рекламодатель имеет действующий договор с рекламным агентством на запуск рекламы, то дополнительно в договоре можно прописать обязанность агентства передавать данные по креативу оператору рекламных данных и получать от него соответствующий токен.

2. По поводу маркировки собственных рекламных email-рассылок, направленных по своей базе клиентов. Официальных разъяснений пока нет, но по запросу от ФАС получен ответ, согласно которого, их маркировать не нужно.

3. По поводу маркировки рекламного материала в Instagram, которая относится к Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной на территории РФ. По разъяснениям ФАС информация, размещенная в данной сети, не подпадает под сферу действия законодательства о рекламе. Следовательно, маркировать ее не нужно. Но информация на данный момент противоречивая. Единого мнения пока нет.

4. Отзывы о товарах и услугах, размещенные в своем аккаунте, сайте, также могут быть признаны рекламой и подлежат маркировке, поскольку они могут формировать интерес у неопределенного круга лиц, а это уже реклама.

ФАС уже сейчас может выписывать штрафы за отсутствие маркировки, подачу неполных или неточных сведений:

1. За нарушения порядка подачи информации в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Не подал информацию о рекламе, нарушил сроки, подал неполную или недостоверную информацию:

- для физлиц – от 10 до 30 тыс. рублей;

- ИП – от 30 до 100 тыс. рублей;

- юр.лиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

2. Нарушения, которые связаны с токеном (не правильное размещение, не получили токен/отсутствие токена):

- для физлиц – от 30 до 100 тыс. рублей;

- ИП – от 100 до 200 тыс. рублей;

- юрлиц – от 200 до 500 тыс. рублей.

Пишите в комментариях с какими трудностями столкнулись вы при маркировке своей рекламной информации. Будем обсуждать.

Полезные ссылки:

1. Письмо Роскомнадзора № 03-100982 от 14.11.2022г.

2. Приказ Роскомнадзора № 63 от 11.04.2022г.

3. Распоряжение Правительства РФ № 1362-Р от 30.05.2022г.